Проект резолюции круглого стола 22 мая 2024 г. «Квалификационный экзамен оценщиков: роль и место в современной экономике» комитета Московской торгово-промышленной палаты по оценочной деятельности и судебной экспертизе».

13.05.2024

Квалификационный экзамен оценщиков был введён уполномоченным органом по регулированию оценочной деятельности Российской Федерации - министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в 2017 году. Основным аргументом его введения был тезис того, что у исполнителей-оценщиков низкий уровень качества оценочных услуг, который обусловлен слабыми теоретическими знаниями практикующих оценщиков.

Многие из наших сегодняшних представителей государства говорят о высоком уровне образования, которое было в советские годы; о том, что сегодня, почему-то, во многих зарубежных странах не желают признавать документы об образовании, полученные в современной России. Но ничто не может так дискредитировать качество российского образования, как не признание дипломов, в том числе по обучению оценщиков, государственными органами в лице Министерства экономического развития, сотрудники которого одним из мотивов введения квалификационного экзамена называют недостаточной уровень знаний оценщиков из-за некачественного образования в наших вузах.

Государство в лице Минэкономразвития изобрело сдачу квалификационного экзамена каждые три года для всех участников оценочной деятельности, предварительно расчленив оценку на три направления: оценка бизнеса, оценка недвижимости, оценка движимого имущества. Данные экзамены теперь стало необходимо сдавать по каждому из этих видов оценки раз в три года, поскольку срок действия квалификационных аттестатов, выдаваемых по результату сданного экзамена, равен трем годам. Ни в одной другой отрасли России, включая смежные - аудит или антикризисное управление, квалификационный экзамен не сдается более одного раза. Везде, в том числе и в медицине, где ответственность врачей связана с жизнью человека, каждые три года проходят только повышение квалификации в высших учебных заведениях, уполномоченных для этих целей.

Достаточно было бы проанализировать отрицательный опыт, который имела процедура лицензирования оценочной деятельности в 1997 году (http://www.valnet.ru/m5-m.phtml?p=4). Тогда для её получения оценщику также было необходимо пройти тестирование. Кроме того, начало лицензирования осуществлялась по 17 направлениям, которое потом сократилось до четырёх, а на финальном этапе до единого универсального с названием «оценочная деятельность».

После анализа результатов качества оценочных отчётов до и после введения квалификационного теста в городе Москве уполномоченный орган, на тот момент Минимущества Российской Федерации, при лицензировании оценочной деятельности отказалось от тестирования, так как оно имело исключительно отрицательный эффект. Те, кто прошли аттестацию, формально подписывали отчёты, а непосредственно оценщиками оставались, в основе своей, специалисты, прошедшие классическое обучение.

Но чиновничий аппарат Министерства экономического развития, который в том числе отвечает за ликвидацию избыточных государственных функций в сфере предпринимательства и бизнеса, считает, что систему образования можно заменить сдачей оторванного от профессиональной практики Квалификационного экзамена. Концептуальная парадигма состоит еще и в том, что экономическая сущность оценочной деятельности не меняется уже больше 150 лет, но, тем не менее, придумываются все новые и новые, совершенно искусственные вопросы для новых экзаменационных туров. Все это вызывает большое недовольство со стороны участников профессионального оценочного сообщества. Так, например, кадастровые оценщики, работающие в системе государственных бюджетных учреждений в субъектах Российской Федерации, по итогам работы которых начисляются налоги на недвижимость для всех физических и юридических лиц, не только не проходят повышение квалификации, но и ни разу не сдают никаких квалификационных экзаменов. А ведь результаты их оценочной деятельности касаются бюджетов всех семей и предприятий страны!

Участники круглого стола, среди которых были разработчики закона и первых стандартов оценочной деятельности: учёные, преподаватели, представители крупных оценочных организаций оценщиков и их профессиональных объединений, сами субъекты оценочной деятельности и другие заинтересованные лица, приняв во внимание сложившуюся ситуацию в стране, а также обсуждение этой же темы на совещании «Проблемы сдачи квалификационного экзамена оценщиками» Комитета по экономической политике в Совете Федерации ФС РФ от 25 апреля с.г., пришли к единодушному решению.

Введение квалификационного экзамена для оценщиков с трёхлетней регулярностью, вместо повышения квалификации, которое существовало ранее, является большой управленческой ошибкой. Никаких целей этот квалификационный экзамен, кроме двукратного сокращения численности членов саморегулируемых организаций не достиг. Он также пагубно повлиял на систему образования, так как дополнительное профессиональное образование оценщиков осуществлялось на коммерческое основе, а преподаватели и учёные на эти средства писали методические рекомендации, учебники, диссертации, формировался весьма хрупкий интеллектуальный капитал в этой сфере. Можно сказать, что система квалификационного экзамена дезавуировала всю систему образования в оценочной области, высказала ей полное недоверие.

При этом качество самих тестов, наоборот, продемонстрировало низкий уровень профессиональной квалификации их разработчиков и отсутствие у них практического опыта в оценке.

За весь период существования экзамена организаторы так и не смогли обеспечить своевременность и доступность к экзамену всех граждан страны с учётом её огромной территории, что является прямым нарушением Конституции Российской Федерации.

Кроме того, за весь этот период так и не была организована дистанционная система сдачи квалификационного экзамена, чтобы избежать дополнительных издержек для переездов. Притом, что даже вступительные экзамены проходили через Госуслуги дистанционно. Прослеживается противоречие принципу, провозглашенному нашим правительством о том, что мы уже давно живём в цифровой экономике. Тем более что в Указе главы государства от 7 мая 2024 года "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" четко определены национальные цели развития Российской Федерации, где важнейшая - цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.

Безусловно, это вызывает очень много неприятных вопросов к организаторам процесса, доказывает безответственность и абсолютную незаинтересованность в экономическом развитии страны, а также полностью противоречит Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации.

Во время обсуждения на совещании 25 апреля в Совете Федерации практически все представители саморегулируемых организаций оценщиков, науки и образования, а также остальные стейкхолдеры, консенсуально выступили за отмену сдачи экзаменов каждые три года, сохранив лишь единичный экзамен для входа в профессию перед вступлением в СРО.

Таким образом, проанализировав и взвесив все стороны повестки дня, мы коллегиально выступаем за отмену квалификационного экзамена, как избыточной и не решившей ни одной задачи (кроме сокращения численности оценщиков в 2 раза в 2017-2018 годах), которые ставили перед ней, государственной функции в области оценочной деятельности, не отвечающей интересам ни государства, ни оценщиков, ни заказчиков оценочных услуг.

Предлагаем вместо квалификационного экзамена ввести обязательное повышение квалификации каждые три года для оценщиков в высших учебных заведениях, как это существовало ранее. В качестве компромиссного варианта можно сохранить квалификационный экзамен по выбранным направлениям, сдаваемый единственный раз перед вступлением в СРОО или в случае, если оценщик решит расширить практику по дополнительному направлению оценочной деятельности. Также мерой дисциплинарного взыскания со стороны СРО в отношении оценщика, на которого поступила жалоба и выявлены серьезные нарушения, может стать аннулирование квалификационного аттестата и необходимость повторной сдачи экзамена на вход в профессию. И, самое важное, экзамент должен быть организован в цифровом и дистанционном формате, чтобы каждый желающий смог сдать его на своем рабочем месте или в домашних условиях. Мы считаем, что организация сдачи экзамена по правилам прошлого века уже недопустима, и сейчас есть все возможные технологии, которые бы позволили удаленно сдавать экзамен, при этом сохраняя контроль со стороны организатора.

Такие меры позволили бы сохранить рабочие места, увеличить налоговые поступления, а во многих труднодоступных регионах сохранить присутствие местных профессиональных оценщиков.

Следует шире внедрить систему выплат по страховым случаям гражданской ответственности оценщиков при каких-либо нарушениях или жалобах. Чтобы каждый оценщик нес ответственность за качество его индивидуальной работы, как это и предусмотрено Законом об оценочной деятельности. Вернуться к практике качественного обучения оценщиков, в Государственные экзаменационные комиссии включать практиков и представителей заказчиков оценочных услуг. Вернуть престижность образовательной системе помогут только наши совместные действия, которые будут отражать интересы всего общества.

С уважением,

Председатель комитета профессор, д.э.н. Цыпкин Ю.А.,
сопредседатель комитета к.э.н. Комар И.А.


После ознакомления с текстом просим вас присылать в наш адрес ваши предложения, замечания, дополнения к данному Проекту на почту mok@valnet.ru с пометкой «квалификационный экзамен»

Кроме того, просим Вас проголосовать по данному вопросу. Результаты голосования будут направлены в федеральные органы исполнительной власти в качестве подтверждения и аргументации нашей позиции. Все действия должны быть направлены на совершенствование системы государственного регулирования в интересах всех участников рынка.