Справка к расширенному заседанию коллегии Минимущества России по вопросу "О состоянии и развитии оценочной деятельности в Российской Федерации и задачах Минимущества России как уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности и лицензирующего органа"

09.04.2002

Оценочная деятельность в условиях рыночной экономики является важнейшим элементом инфраструктуры имущественных отношений. Независимая оценка обеспечивает информационную основу для принятия хозяйственных управленческих решений, способствует равенству прав участников гражданских отношений. Таким образом, развитие оценочной деятельности в Российской Федерации является составной частью процесса реформирования экономики, формирования правового государства.

В текущих условиях важным фактором развития оценочной деятельности является государственное регулирование. Это обусловлено отсутствием достаточных традиций оценки в Российской Федерации, возникающими в связи с этим многочисленными спорными ситуациями между заказчиками, оценщиками, а также третьими лицами, права которых затрагиваются в связи с использованием отчетов об оценке.

Определенная Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" система государственного регулирования оценочной деятельности включает:

лицензирование оценщиков и контроль за соблюдением ими лицензионных требований и условий;

установление требований к профессиональной подготовке специалистов в области оценки стоимости;

формирование методологической базы оценочной деятельности.

В течение 2001 года постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 285 утверждено разработанное Минимуществом России Положение о лицензировании оценочной деятельности, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 утверждены разработанные Минимуществом России обязательные к применению Стандарты оценки. С учетом постановления Правительства Российской Федерации от 20.08.99 № 932, определившим Минимущество России уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, изданы все нормативные правовые акты правительственного уровня, предусмотренные Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Минимуществом России как уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации обеспечена реализация положений закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", касающихся подготовки оценщиков. Совместно с Минобразованием России разработаны и утверждены Государственные требования к программам профессиональной переподготовки оценщиков. Минимуществом России сформирована и действует комиссия по рассмотрению образовательных программ в области оценочной деятельности.

Проведенная работа позволила своевременно провести согласование образовательных программ образовательных учреждений в области оценочной деятельности, без чего было невозможно проведение лицензирования оценщиков.

К настоящему времени Минимуществом России согласованы программы высшего образования и профессиональной переподготовки оценщиков 60 образовательных учреждений из различных регионов России. Распоряжением Минимущества России от 27.02.2002 № 500-р определено соответствие согласованных образовательных программ изменившимся требованиям по лицензированию оценочной деятельности.

Таким образом, указанными выше постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минимущества России сформирована организационно-правовая база государственного регулирования оценочной деятельности. Это позволило Минимуществу России приступить к непосредственному осуществлению мероприятий по регулированию рынка оценочных услуг.

C 16.07.2001 - момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации "О лицензировании оценочной деятельности" осуществление оценочной деятельности возможно только при наличии лицензии. По состоянию на 04.04.2002 в Российской Федерации действует 3342 лицензии на осуществление оценочной деятельности. Распределение оценщиков по субъектам Российской Федерации представлено в таблице.

Работа по проведению первичного лицензирования характеризовалась необходимостью в сжатый срок предоставить лицензии всем имеющим на это право. В связи с этим территориальным органам Министерства была делегирована часть полномочий по лицензированию оценочной деятельности. Это содействовало успешному проведению первичного лицензирования в течение июля-сентября 2001 года. Начиная с 10.02.2002 в связи с изменением условий лицензирования согласно новому Федеральному закону от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" полномочия по выдаче лицензий территориальными органами прекратили свое действие. При этом у территориальных органов остаются регламентируемые Минимуществом России полномочия в части контроля за соблюдением лицензиатами, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий.

Субъект Российской Федерации Количество оценщиков
1 Агинский Бурятский автономный округ 1
2 Алтайский край 51
3 Амурская область 13
4 Архангельская область 27
5 Астраханская область 28
6 Белгородская область 43
7 Брянская область 21
8 Владимирская область 36
9 Волгоградская область 50
10 Вологодская область 23
11 Воронежская область 42
12 Еврейская автономная область 6
13 Ивановская область 41
14 Иркутская область 41
15 Кабардино-Балкарская Республика 12
16 Калининградская область 18
17 Калужская область 30
18 Камчатская область 8
19 Карачаево-Черкесская Республика 6
20 Кемеровская область 48
21 Кировская область 33
22 Коми-Пермяцкий автономный округ 2
23 Корякский автономный округ 0
24 Костромская область 21
25 Краснодарский край 117
26 Красноярский край 51
27 Курганская область 10
28 Курская область 22
29 Ленинградская область 10
30 Липецкая область 31
31 Магаданская область 6
32 г. Москва 700
33 Московская область 146
34 Мурманская область 15
35 Ненецкий автономный округ 1
36 Нижегородская область 82
37 Новгородская область 18
38 Новосибирская область 49
39 Омская область 41
40 Оренбургская область 40
41 Орловская область 14
42 Пензенская область 19
43 Пермская область 87
44 Приморский край 48
45 Псковская область 15
46 Республика Адыгея 8
47 Республика Алтай 2
48 Республика Башкортостан 65
49 Республика Бурятия 13
50 Республика Дагестан 4
51 Республика Ингушетия 2
52 Республика Калмыкия 7
53 Республика Карелия 17
54 Республика Коми 24
55 Республика Марий Эл 10
56 Республика Мордовия 8
57 Республика Саха (Якутия) 13
58 Республика Северная Осетия-Алания 7
59 Республика Татарстан 116
60 Республика Тыва 1
61 Республика Хакасия 18
62 Ростовская область 75
63 Рязанская область 31
64 Самарская область 59
65 г. Санкт-Петербург 120
66 Саратовская область 32
67 Сахалинская область 10
68 Свердловская область 76
69 Смоленская область 24
70 Ставропольский край 67
71 Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 1
72 Тамбовская область 27
73 Тверская область 25
74 Томская область 13
75 Тульская область 30
76 Тюменская область 88
77 Удмуртская Республика 21
78 Ульяновская область 15
79 Усть-Ордынский Бурятский автономный округ 0
80 Хабаровский край 19
81 Ханты-Мансийский автономный округ 20
82 Челябинская область 65
83 Чеченская Республика 0
84 Читинская область 3
85 Чувашская Республика-Чувашия 28
86 Чукотский автономный округ 1
87 Эвенкийский автономный округ 0
88 Ямало-Ненецкий автономный округ 9
89 Ярославская область 45
Всего действующих лицензий 3342

В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов оценочной деятельности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" Минимуществом России разработано новое Положение о лицензировании оценочной деятельности, которое находится в стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.

Лицензии, выданные Минимуществом России до вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов оценочной деятельности", сохраняют действие до указанного в них срока.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519 "Об утверждении стандартов оценки" предусмотрена двухуровневая система документов, связанных с методологическим обеспечением оценочной деятельности. В стандартах оценки определены виды стоимости объекта оценки, отличные от рыночной стоимости; основные понятия, используемые в оценочной деятельности; общие требования к этапам проведения оценки и содержанию работ, выполняемых оценщиком при осуществлении оценки. Указанным постановлением на Минимущество России возложена разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование в соответствующей сфере деятельности), видам стоимости объекта оценки, проведению оценки, а также по экспертизе отчетов об оценке.

Минимуществом России проводится работа по подготовке методических рекомендаций. Методические рекомендации должны учитывать положения международных стандартов оценки, специфику правового регулирования объектов оценки, а также описывать в первую очередь те направления оценочной деятельности, которые являются наиболее актуальными. Первым подобным документом стали Методические рекомендации по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденные распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 №568-р, имеющие важное значение для реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время Минимуществом России разрабатываются методические рекомендации по экспертизе отчетов об оценке, а также по определению рыночной и ликвидационной стоимости дебиторской задолженности, по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с привлечением саморегулируемых организаций оценщиков и научной общественности.

Вместе с этим следует отметить необходимость более активного и инициативного участия саморегулируемых организаций оценщиков в подготовке методических рекомендаций по оценочной деятельности.

Ключевым направлением в работе Минимущества России в области регулирования оценочной деятельности в 2002 году в соответствии с решением коллегии Минимущества России от 12.02.2002 является содействие повышению качества оценочных услуг в Российской Федерации. Решение этой задачи предполагается осуществлять по следующим основным направлениям: осуществление контроля за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий, а также дальнейшее развитие нормативно-методической базы оценочной деятельности.

Контроль за соблюдением оценщиками лицензионных требований и условий обеспечивает жесткую зависимость между качеством работы оценщиков и возможностью осуществления ими оценочной деятельности. Эта работа должна носить систематический характер и осуществляться на всей территории Российской Федерации. В связи с этим основной объем этой работы ложится на территориальные органы Министерства. Для обеспечения деятельности территориальных органов Министерством разработан и доведен до территориальных органов порядок осуществления контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, утвержден Сводный план контрольных мероприятий на I квартал 2002г., в соответствии с которым территориальными органами Министерства проведены проверки 184 лицензиатов в 57 регионах России. В настоящее время акты проверок поступают в Министерство. После анализа результатов, отраженных в актах, в соответствующих случаях готовятся распоряжения Министерства о применении мер воздействия к лицензиату.

Подготовлен план проверок на II квартал 2002 года.

В большинстве территориальных органов определены специалисты, на которых возложены функции организации контроля за соблюдением лицензиатами, зарегистрированными на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, лицензионных требований и условий. Указанные специалисты, как правило, имеют образовательную подготовку в области оценочной деятельности. В целях повышения квалификации указанных сотрудников и обмена опытом работы Департамент экономики и регулирования оценочной деятельности совместно с Высшей школой приватизации и предпринимательства централизованно проводят обучение работников территориальных органов в области оценочной деятельности, а также тематические семинары.

Следует отметить, что не все территориальные органы Министерства уделяют должное внимание вопросам контроля соблюдения лицензионных требований. В том числе на семинаре, посвященном вопросам организации контроля за соблюдением оценщиками лицензионных требований и экспертизы отчетов об оценке, проведенном 28.02.-01.03.2002, присутствовали представители только 44 регионов. Проведение очередного семинара планируется в июне текущего года.

На основании вышеизложенного Департамент экономики и регулирования оценочной деятельности отмечает работу следующих территориальных органов как хорошую:

Челябинский областной КУГИ,

КУГИ Омской области,

Мингосимущество Свердловской области,

КУГИ Нижегородской области,

Департамент имущественных отношений Тюменской области,

Департамент по управлению государственным имуществом администрации Ярославской области,

Госкомимущество Республики Башкортостан,

Минимущество Ставропольского края,

Красноярский краевой комитет по управлению государственным имуществом.

Целесообразно в первую очередь поддерживать указанные территориальные органы в вопросах финансирования их деятельности, кадрового обеспечения, обеспечения оргтехникой.

Как неудовлетворительную в настоящее время следует признать работу:

КУГИ Курской области,

КУГИ Липецкой области,

КУГИ Новосибирской области,

КУГИ Калининградской области,

КУГИ Саратовской области,

Департамент по управлению государственным имуществом Самарской области.

Территориальным органам мероприятия по контролю следует проводить во взаимодействии с саморегулируемыми организациями оценщиков и судами.

К настоящему времени по результатам контрольных мероприятий принято решение об отзыве 3 лицензий, приостановлены 9 лицензий, вынесены предупреждения об устранении выявленных нарушений 3 лицензиатам. Следует отметить, что Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" отзыв лицензий не предусмотрен и эта мера воздействия на лицензиата применялась до 11.02.2002 - момента вступления в силу указанного закона. Впредь лицензия может быть аннулирована в судебном порядке.

Предполагается, что выработанный в ходе контрольных мероприятий стандарт качества оценочных услуг, соответствующие санкции к недобросовестным оценщикам, а также формирование методических рекомендаций по оценке обеспечат общее существенное повышение качества оценочных услуг в Российской Федерации уже в 2002-2003 годах.

В отношении перспективных задач Минимущества России в области регулирования оценочной деятельности можно выделить следующие:

совершенствование законодательства, сопряженного с оценочной деятельностью;

создание предпосылок для саморегулирования рынка оценки.

В отношении первой задачи можно выделить следующие подзадачи:

внесение изменений в законодательство Российской Федерации, расширяющих сферу деятельности оценщиков (в том числе расширение действия закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" за рамки определения стоимости только для совершения сделок);

внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части обеспечения соответствия смыслового содержания и используемой терминологии, установленной законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (например, замена в ряде актов слов "эксперт", "специалист" термином "оценщик", установленным ст. 4 указанного закона). В качестве состоявшихся примеров такой правки можно привести Федеральный закон от 09.11.2001 № 143-ФЗ о внесении изменений в закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)"; Федеральный закон от 14.05.2001 № 53-ФЗ о внесении изменений в закон "О производственных кооперативах";

приведение законодательства субъектов Российской Федерации об оценочной деятельности в соответствие с федеральным (в том числе отмена различных квазилицензионных процедур).

Решение второй задачи связано со следующими аспектами:

обеспечение эффективного общественно-государственного контроля качества оценочных работ;

развитие саморегулируемых организаций оценщиков;

максимальная унификация понятийного аппарата и терминологии, применяемой в оценочной деятельности, с понятийным аппаратом и терминологией бухгалтерского учета, налогообложения, регистрации объектов оценки в Российской Федерации, а также с понятийным аппаратом и терминологией международных стандартов оценки;

развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области оценки;

совершенствование системы информационного обеспечения оценочной деятельности.

Необходимо формирование на рынке оценки взаимодействия институтов саморегулирования. С одной стороны, это должны быть саморегулируемые организации оценщиков, с другой - различные объединения, отражающие интересы заказчиков и пользователей результатов оценочных услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" дополнительно к государственному регулированию саморегулируемые организации оценщиков могут выполнять следующие функции:

защищать интересы оценщиков;

содействовать повышению уровня профессиональной подготовки оценщиков;

содействовать разработке образовательных программ по профессиональному обучению оценщиков;

разрабатывать собственные стандарты оценки;

разрабатывать и поддерживать собственные системы контроля качества осуществления оценочной деятельности.

Интересы заказчиков и пользователей результатов оценочных услуг в настоящее время не имеют такой степени формальной организации как саморегулируемые организации оценщиков. На эту роль могут претендовать различные объединения предпринимателей, антикризисных управляющих, ассоциации банков, страховщиков и т.д. На первом этапе решения задачи саморегулирования рынка оценки целесообразно формирование Минимуществом России совета из представителей таких организаций.

Развитие саморегулирования рынка оценки связано с нахождением баланса прав, обязанностей и ответственности всех участников оценочного процесса при наличии добросовестной конкуренции независимых оценщиков.