25.02.2018

ПЕРЕЧЕНЬ
предлагаемых НП "Российская коллегия оценщиков"
изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

1. Внести изменения в статью 5 Закона, изложив виды объектов оценки в соответствии с видами объектов гражданских прав, установленными действующим гражданским законодательством Российской Федерации (статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации), и расширив их круг объектами гражданских прав, ограниченными в обороте и изъятыми из оборота.

Изложить статью 5 Закона в следующей редакции:

"Статья 5. Объекты оценки

К объектам оценки относятся:

вещи, включая движимое и недвижимое имущество, в том числе, предприятие (бизнес), ценные бумаги, а также имущественные права;

работы и услуги;

информация;

результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность);

иные объекты гражданских прав, в том числе объекты, изъятые из оборота и объекты, ограниченно оборотоспособные".

2. Внести изменения в статью 3 Закона, определив в ней понятие предмета оценочной деятельности и расширив его установлением в отношении объектов оценки размера убытков, арендной платы, соразмерной платы за сервитут и размера иных экономических характеристик.

Изложить статью 3 Закона в следующей редакции:

"Статья 3. Понятие предмета оценочной деятельности

Предметом оценочной деятельности является установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, а также установление размера убытков, арендной платы, соразмерной платы за сервитут и размера иных экономических характеристик, определение которых оценщиками установлено законодательством Российской Федерации".

3. Внести изменения в абзац 2 статьи 17 Закона, сделав описания рисков возникновения убытков у третьих лиц, причиненных оценщиками в результате осуществления оценочной деятельности.

Изложить абзац 2 статьи 17 Закона в следующей редакции:

"Страховым случаем является установленный вступившим в законную силу решением суда факт возникновения у оценщика обязанности возместить убытки, причиненные заказчикам и (или) третьим лицам, явившиеся результатом ненадлежащего осуществления оценщиком деятельности по проведению оценки и выразившихся в совершении непреднамеренных ошибок и упущений".

4. Дополнить Закон статьей 15.1., устанавливающей обязанности заказчика услуг по оценке, а также ответственность заказчика оценочных услуг за достоверность сведений, содержащихся в предоставляемой им оценщику информации и документации.

Включить в Закон статью 15.1. в следующей редакции:

"Статья 15.1. Обязанности заказчика

Заказчик обязан:

предоставлять по требованию оценщика, в установленные договором об оценке сроки всю имеющуюся у него документацию и информацию, необходимую для осуществления оценки. Ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в предоставляемой оценщику документации и информации, несет заказчик;

обеспечить оценщику условия работы, необходимые для беспрепятственного осуществления оценки;

своевременно, в сроки, установленные в договоре, оплачивать оказываемые оценщиком услуги".

5. Внести изменения в статью 16 Закона в новой редакции, позволяющие дополнить круг лиц, которые не вправе проводить оценку объектов оценки, лицами, которые являются заинтересованными в результатах проведения оценки, а также устранить все неточности и недостатки существующей редакции (возможность двоякого толкования, повторы).

Изложить статью 16 Закона в следующей редакции:

"Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если:

он является собственником, учредителем, акционером, дочерней или аффилированной структурой юридического лица, являющегося собственником или лицом, заинтересованным в результатах проведения оценки объекта оценки, в том числе, страховщиком при проведении оценки объектов оценки, подлежащих страхованию данным страховщиком, кредитной организацией при проведении оценки объектов оценки, подлежащих передаче в залог данной кредитной организации и т.д.;

кто-либо из собственников, учредителей, акционеров или работников оценщика:

- является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица, являющегося собственником или предполагаемым участником сделки или иных действий с объектом оценки;

- имеет какой-либо имущественный интерес к объекту оценки;

- состоит с собственником - физическим лицом или кем-либо из учредителей, собственников, акционеров или должностных лиц юридического лица - собственника объекта оценки в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

Размер оплаты оценщику за проведение оценки объекта оценки не может зависеть от итоговой величины стоимости объекта оценки либо итогового размера экономической характеристики".

6. Внести изменения в статью 10 и 11 Закона, конкретизирующие требования к договору и отчету об оценке, а также позволяющие устранить все неточности и недостатки существующей редакции (бессистемное изложение требований к договору, повторы и противоречия), и создающие последовательную и системную структуру изложения требований к договору и отчету об оценке.

6.1.Изложить статью 10 Закона в следующей редакции:

"Статья 10. Обязательные требования к договору

Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Договор должен содержать:

указание на объект оценки (объекты оценки), а также его (их) описание, достаточное для его точной идентификации;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки (объектов оценки) и (или) вид экономической характеристики, размер которой должен быть определен оценщиком;

дата оценки, по состоянию на которую проводится оценка;

размер денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки (объектов оценки);

сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков с указанием точного наименования саморегулируемой организации оценщиков и даты вступления оценщика в саморегулируемую организацию.

сведения о страховании гражданской ответственности оценщика.

В отношении оценки объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор заключается оценщиком с лицом, уполномоченным собственником на совершение сделки с объектами оценки, если иное не установлено законодательством.

6.2. Изложить статью 11 Закона в следующей редакции:

"Статья 11. Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, являются своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки (далее - отчет).

Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.

В отчете в обязательном порядке указываются:

дата составления отчета;

порядковый номер отчета;

основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

место нахождения оценщика и сведения о его членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки и (или) вид экономической характеристики, размер которой определяется;

дата, по состоянию на которую проводится оценка объекта оценки (дата оценки);

используемые стандарты оценки;

точное описание объекта оценки, его количественные и качественные характеристики;

последовательность проведения оценки объекта оценки;

описание применяемых подходов и обоснование применения методов оценки;

итоговая величина стоимости объекта оценки и (или) размера экономической характеристики;

перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки;

указание на использованные при проведении оценки объекта оценки данные и источники их получения;

принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; ограничения и пределы применения полученного результата;

иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны:

причины отступления от определения рыночной стоимости объекта оценки и обоснование выбора определяемого вида стоимости

описание порядка и правил определения данного вида стоимости.

Для проведения оценки отдельных видов объектов оценки или для проведения оценки для отдельных целей законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть:

пронумерован постранично, прошит и скреплен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя,

подписан оценщиком - индивидуальным предпринимателем или работниками юридического лица, которые соответствует требованиям статьи 24 настоящего Федерального закона, осуществили оценку объекта оценки, и для которых данное юридическое лицо является основным местом работы, а также руководителем данного юридического лица.

7. Внести изменения в статью 21 Закона, исключив имеющиеся в ней ограничения по обучению оценщиков, и упростив формулировку данной нормы.

Изложить статью 21 Закона в следующей редакции:

"Статья 21. Профессиональное обучение оценщиков

Профессиональное обучение оценщиков осуществляется высшими государственными или частными учебными заведениями, имеющими право осуществлять такое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации".

8. Внести изменения в статью 1 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон), исключив из состава законодательства Российской Федерации, регулирующего оценочную деятельность, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, и международные договоры.

Изложить статью 1 Закона в следующей редакции:

"Статья 1. Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации

Законодательство, регулирующее оценочную деятельность в Российской Федерации, состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации".

9. Внести изменения в абзац 6 статьи 14 Закона, употребив вместо понятия "специалисты" более емкое и ясное понятие - "третьи лица, оказывающие содействие в проведении оценки".

Изложить абзац 6 статьи 14 Закона в следующей редакции:

"привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо третьих лиц, оказывающих содействие в проведении оценки".