11.02.2005
Зимин B.C.,
к.э.н., президент некоммерческого партнерства "Коллегия профессиональных оценщиков"
Особенностью процедуры финансового оздоровления является то, что она может вводиться на срок не более чем на 2 года.
Безусловно, осуществление таких крупномасштабных мероприятий, как перепрофилирование производства, освоение новых технологий - в течение установленных двух лет может оказаться просто нереальным. Вместе с тем, данного срока вполне достаточно чтобы кардинально решить все существующие вопросы, связанные с инвентаризацией, оценкой и реализацией наиболее сложных частей имущественного комплекса из состава основных средств, таких как объекты недвижимости, машины и оборудование, некоторые нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности.
Важно также отметить, что основной целью таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление является все таки восстановлением кредитоспособности предприятия, не доводя дело до конкурсного производства и продажи его имущества.
По существу требования статей 114 и 115 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" прямо предусматривают возможность восстановления, так как планом внешнего управления может быть произведено "увеличение уставного капитала должника - акционерного общества" путем размещения дополнительно объективных акций в течение трех месяцев.
При этом, акционеры должника имеют преимущественное право на приобретение размещаемых дополнительных обыкновенных именных акций.
В статье 115 вышеназванного федерального закона отмечается, что замещение активов должника может проводиться путем создания на базе его имущества одного или нескольких открытых акционерных обществ. Величина уставных капиталов этих акционерных обществ определяется на основе рыночной стоимости вносимого имущества, устанавливаемой на основании отчета независимого оценщика.
Все имущество должника на момент открытия конкурсного производства и выявленного производства составляет "конкурсную массу", которое должно быть подвергнуто обязательной оценке, с привлечением независимого оценщика и оплатой его услуг за счет имущества должника.
Отдельно учитывается и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
В настоящем федеральном законе, в статье 109 раскрыта система мер по восстановлению платежеспособности должника, а именно:
- Перепрофилирование производства;
- Закрытие нерентабельных производств;
- Взыскание дебиторской задолженности;
- Продажа части имущества должника (ст. 111);
- Уступка требованиям должника;
- Увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
- Размещение дополнительных обыкновенных акций должника (ст. 114);
- Продажа предприятия должника (ст. ПО);
- Замещение активов должника (ст. 115) и другие меры (ст. 109).
Характерной особенностью всех вышеперечисленных мер является обязательная оценка, выполнения независимым оценщиком.
Кроме того, осуществляемая в соответствии с планом внешнего управления продажа имущества должника - унитарного объективной независимой оценки имущества должника, признанного банкротом.
Немаловажным обстоятельством является и то, что совершение сделок, связанных с имуществом должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящим ФЗ. Следовательно, данное обстоятельство будет, безусловно, учтено в процессе проведения инвентаризации и оценки, что позволит более точно и объективно произвести соответствующие исследования, связанные с определением рыночной и ликвидационной стоимостей объектов оценки.
- Прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе и по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства.
Это также означает проведение тщательной сверки и инвентаризации размер выплат по обязательствам, указанным в исполнительных листах, их оценку и включение в конкурсную массу;
- Целый ряд денежных обязательств должника по требованиям кредиторов, включая обязательные платежи и иные имущественные требования, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства, за исключением:
а) судебных расходов должника, в т.ч. расходы на публикацию сообщений предусмотренных статьями 28 и 54 настоящего ФЗ;
б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю;
в) текущие и эксплутационные расходы, необходимые для осуществления деятельности должника;
г) требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникших в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим ФЗ;
д) задолженность по заработной плате, возникшая после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за период конкурсного производства.
е) иные связанные с проведением конкурсного производства расходы.
Помимо этого, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные распоряжения имуществом должника, при этом основанием для этого является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
По существу в состав конкурсной массы может войти иное имущество, ранее находящееся под арестом, которое было обременено и ограничено в праве пользования, которое, безусловно, подлежит оценке и определению ее обоснованной и действительной стоимости.
На стадии конкурсного производства привлечение к оценке независимого оценщика является обязанностью конкурсного управляющего, предусмотренной п. 2 ст. 129 настоящего ФЗ.
Важное и безусловное значение для определения размеров и объема конкурсной массы имеет грамотно проведенная инвентаризация всего имущества должника, в полном соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49 "Об утверждении методических рекомендаций по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
Следует иметь в виду, что если в имуществе должника - унитарного предприятия или должника - акционерного общества, более 25% голосующих акций находятся в государственной или муниципальной собственности, то отчет об оценке, составленный независимым оценщиком направляется для проверки и получения соответствующего заключения государственного финансового контрольного органа по результатам проведенной оценки.
В тех случаях, когда балансовая стоимость имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем 100 000 рублей, то оценка этого имущества может быть проведена без привлечения независимого оценщика.
Отдельно учитывается в составе имущества должника и подлежит обязательной оценке имущество, являющееся предметом залога.
В этом случае исследованиям подлежит не только стоимость предмета залога, но и юридические и иные обстоятельства данной сделки.
Согласно требованиям п. 4 ст. 132 настоящего ФЗ имущество в виде дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных и лечебных учреждений, спортивных сооружений, объектов коммунальной инфраструктуры относящихся к системам жизнеобеспечения, т.е. социально значимым объектом цена их продажи на торгах в форме конкурса определяется независимым оценщиком, поскольку средства, полученные от продажи социально значимых объектов, включаются в конкурсную массу.
Обязательным условием такого конкурса является обязанность покупателя социально значимых объектов содержать и обеспечивать их эксплуатацию и использование в соответствии с целевым назначением указанных объектов, что безусловно необходимо учитывать при их стоимостной оценке, особенно при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования данных объектов оценки.
К числу особенностей оценки на стадии конкурсного производства следует отнести определение размеров компенсаций за моральный вред, выплатам вознаграждений по авторским договорам, объектов интеллектуальной собственности и в других случаях.
Важное место в правильной организации работы, связанной с оценкой прав на результаты научно-технической деятельности имеет учет требований постановления Правительства РФ от 14.01.2002 года №7 "О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности" и разработанного на его основе Положения об инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности.
Следует иметь ввиду, что настоящее Положение определяет порядок проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, полностью или частично финансировавшихся за счет федерального бюджета республиканского бюджета РСФСР и той части государственного бюджета СССР, которая составляет союзных бюджет, а также из средств государственных внебюджетных фондов.
Главной целью данной инвентаризации является выявление прав на результаты научно-технической деятельности для их учета и последующего правомерного использования в гражданском обороте.
Данная инвентаризация проводится в полном соответствии с требованиями законодательства РФ о бухгалтерском учете и отчетности, а таких нормативных правовых актов об инвентаризации нематериальных активов организаций.
В процессе проведения такого рода инвентаризации осуществляются следующие дополнительные мероприятия:
- Научно-технической, правовой и экономический анализ результатов научно-технической деятельности, включая анализ отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации с целью достоверного выявления в них потенциально охранно-способных результатов, из числа изобретений, промышленных образцов, полезных моделей, а также секретов производства (НОУ-ХАУ) и результатов научно-технической деятельности, не являющихся объектами исключительных прав;
- Полную идентификацию субъектов прав на все выявленные результаты научно-технической деятельности;
- Выработку рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты научно-технической деятельности и эффективного использования их в гражданском обороте.
Проведение такого рода обязательно при приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации или ликвидации организаций.
При обязательной инвентаризации ее организацию осуществляет комиссия по приватизации, реорганизации или ликвидации, создаваемая в соответствии с законодательством РФ (п.5 Постановления).
При преобразовании, в том числе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий, реорганизации и ликвидации организаций, в обязательном порядке проводится инвентаризация используемых в деятельности организации:
- Исключительных прав на результаты научно-технической деятельности, включая права на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, подлежащих учету в имущественном комплексе организации;
- Результатов научно-технической деятельности, но являющихся объектами исключительных прав;
- Потенциально охранно-способных результатов научно-технической деятельности, включая платежеспособные технические решения, секреты производства (НОУ-ХАУ) (п. 8 Постановления).
Выявленные результаты научно-технической деятельности предполагают дату рекомендаций на осуществление юридически значимых действий для получения охранных документов на выявленные результаты или сохранении информации о них в режиме коммерческой тайны для установления порядка их правомерного использования в гражданском обороте (п.9 Постановления).
В акте инвентаризации также отражаются рекомендации о выполнении юридических значимых действиях указанных выше.
Результаты обязательной инвентаризации представляются органу, принявшему решение о приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия, реорганизации или ликвидации организации, в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими порядок приватизации, реорганизации или ликвидации (п. 10 Постановления).
Проведение инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности, утвержденные распоряжением Министерства имущественных отношений РФ, Министерства промышленности, науки и технологий РФ, Министерства юстиции РФ от 22 мая 2002 года № 1272-р/Р-8/149.
В соответствии с данным документом принятие решения о проведении обязательной инвентаризации на результаты научно-практической деятельности, а также определение порядка и сроков ее проведения осуществляет орган, принявший решение о приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия, о реорганизации или ликвидации (далее ответственный орган), одновременно с принятием решения о проведении инвентаризации имущества и обязательств (п. 5 Методических рекомендаций).
Согласно п. 6 настоящих Методических рекомендаций порядок, сроки проведения инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности и персональный состав рабочей инвентаризационной комиссии утверждается руководителем (либо уполномоченным лицом) организации, с учетом требований Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995г. №49.
В состав рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется включить рекомендуется включить следующих лиц:
- Представителя федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по координации и регулированию в соответствующей сфере деятельности;
- Представителя федерального органа исполнительной власти, являющегося государственным Заказчиком научно-технической продукции;
- Представителя органа управления организации;
- Работника бухгалтерской службы организации;
- Сотрудника патентно-лицензированного подразделения или подразделения, выполняющего патентно-лицензионные функции.
В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций.
С каждым членом рабочей инвентаризационной комиссии рекомендуется заключить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.
Привлечение к данной работе экспертов и представителей аудиторских, консультационных и оценочных и иных организаций осуществляется на основании решения руководителя ответственного органа на основании запроса руководителя рабочей инвентаризационной комиссии, с обоснованием необходимости их привлечения.
В случае привлечения к проведению инвентаризации аудиторских, консультационных, оценочных и иных организаций с ними рекомендуется заключить соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.
Целью научно-технического анализа является выявление результатов научно-технической деятельности.
Целью правового анализа является определение правообладателя на каждый выявленный результат научно-технической деятельности, включая установление действительности документов, подтверждающих права правообладателя.
Целью экономического анализа является определение подлинной коммерческой ценности и реальных перспектив коммерческой реализации выявленных результатов научно-технической деятельности и прав на них.
По результатам проведенного анализа и идентификации субъектов, прав на выявленные результаты научно-технической деятельности рабочая инвентаризационная комиссия составляет три вида ведомостей.
По результатам проведенной инвентаризации рабочая инвентаризационная комиссия составляет акты двух видов об инвентаризации результатов научно-техической деятельности, которые подписываются членами этой комиссии и утверждаются руководителем данной комиссии.
Данные акты направляются в инвентаризационную комиссию, осуществляющую инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, а также в ответственный орган.
Непосредственный алгоритм осуществления стоимостных оценочных исследований выполняется на основе Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденных Минимуществом России от 2.6 ноября 2002 года № СК-4/21297, согласованных Минпромнауки России от 08.10.2002 года № АФ-225/38-361, Минэкономразвития России от 27.10.2002г. № АД-1028/10, Роспатентом от 25.09.2002г. № 14/30-7974/23.
Кроме того, следует иметь ввиду, что согласно, положений п. 2 ст. 143 ФЗ, ход и результаты оценки имущества должника являются неотъемлемой частью отчета конкурсного управляющего о своей деятельности.
Важную роль в должном выполнении специалистом-оценщиком своих обязанностей является обязательное проведение в оценочных исследованиях финансового анализа деятельности, связанной с использованием объектов оценки, поскольку его результаты крайне необходимы для конкурсного управляющего для принятия взвешенных управленческих решений в оценке финансового состояния должника в целом, контроля за его состоянием в процессе конкурсного производства, а также при наличии достаточных оснований, подтвержденных данными финансового анализа, если в отношении должника не вводилось финансовое оздоровление и (или) внешнее управление, и имеются объективные данные о возможности восстановления платежеспособности конкурсный управляющий обязан созвать собрание кредиторов в целях рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.
Анализ финансового состояния предприятия следует проводить с учетом Методических указаний по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденных приказом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001г. № 16.
Конкурсное производство предусмотрено также в случае признания ликвидируемого должника банкротом, особенности которого указаны в главе XI настоящего ФЗ.
В данном случае, согласно п. 1 ст. 225 ФЗ наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.
Аналогичная ситуация существует и при рассмотрении дела о банкротстве отсутствующего должника, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 228 наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве отсутствующего должника не применяются.
Участие независимого оценщика в конкурсном производстве ликвидируемого и отсутствующего должника определяется в соответствии с положениями и требованиями статей, 134, 224-230 настоящего Федерального Закона.
Таковы особенности проведения независимой оценки имущества юридического лица, на различных стадиях антикризисного управления, включая и стадию конкурсного производства.
Научно-практический журнал "Московский оценщик" №2 (27) арпель 2004 г.