Интервью с профессором Цукановым И.Л. - научным руководителем и главным тьютором образовательного проекта с использованием дистанционных методов обучения через сеть Интернет по оценке стоимости имущества в Государственном университете по землеустройству

03.02.2003

ГЛАВНЫМ ЭКСПЕРТОМ-ОЦЕНЩИКОМ ООО "ВАЛНЕТ"

Что можно сказать об итогах и перспективах оценочного образования в России?

Итоги - сложившаяся многоуровневая система оценочного образования (подготовка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации, краткосрочные семинары), высокое качество дополнительного образования по сравнению с программами обучения у специалистов смежного профиля (аудиторы, антикризисные управляющие, специалисты по ценным бумагам), впервые в отечественной практике среди вышеуказанных аналогичных образовательных программ внедрено дистанционное обучение через сеть Интернет. Важнейшим достижением прошедшего периода стало создание условий для реальной конкуренции в этой сфере, когда лучших отбирает рынок, а не конкурсная комиссия при проведении аккредитации. В результате, не смотря на то, что на этом рынке разрешили работать практически всем желающим (в реестр Минимущества РФ было включено более 100 учебных центров), большая доля российского рынка постепенно сконцентрировалась в 5-7 Вузах. Их отбор был произведен фактически самими слушателями по рыночным критериям, а не по формальным признакам и степени близости к административному ресурсу. В число этих Вузов по праву входит и Госуниверситет по землеустройству, который за 12 лет смог не только обучить по различным программам более 2 500 специалистов по оценке, но и первым в России успешно внедрил дистанционное образование оценщиков через сеть Интернет.

Перспективы - умеренно, на мой взгляд, оптимистические. Объем этого сегмента рынка бизнес-образования будет постепенно увеличиваться в течение нескольких лет, а затем стабилизируется. Улучшится качество образования. Широкое распространение получат дистанционные электронные методы обучения.

На чем основан оптимизм в таких прогнозах?

Постепенно пришло или, точнее сказать, приходит понимание того, что оценка - это не только и не столько обязательная по закону в ряде случаев процедура и узкая сфера профессиональной деятельности независимых консультантов, но и один из самых эффективных современных инструментов экономических методов управления как в государственных структурах, так и в любой коммерческой фирме. Отсюда все возрастающий интерес к обучению оценке со стороны самого широкого круга специалистов-менеджеров, финансистов, бухгалтеров, юристов, риэлтеров, землеустроителей, маркшейдеров, строителей и многих других. Более того к проблеме обучения своего аппарата современным методам управления на основе рыночной оценки проявляют большой интерес уже целые федеральные ведомства и крупнейшие отечественные компании. Так, Госуниверситет по землеустройству несколько лет назад обучил 7 таких целевых групп по договорам с Минимуществом России, РФФИ и НК "Лукойл" (всего около 200 человек). А в последнее время в связи с активным развитием ипотечного кредитования и инвестиционных проектов в сфере недвижимости к нам регулярно направляют на обучение небольшие группы своих штатных сотрудников из 2-3 человек банки и девелоперские компании. Традиционно нашему Вузу, как наиболее профильному, отдают предпочтение специалисты из регионов, связанные с учетом, регистрацией, кадастровой оценкой, налогообложением и т.д. недвижимого имущества. В данной сфере уже происходят и планируются в дальнейшем существенные изменения, в результате которых постоянно будет возрастать роль и объем участия специалистов по стоимостной оценке, работающих как в государственных, так и коммерческих структурах.

Что касается качества, а также электронных дистанционных методов обучения - то это ключевые факторы в конкурентной борьбе, которая, как уже отмечалось, реально существует на данном рынке. Привлечь на курсы по оценке специалистов из других сфер экономики нельзя только возможностью вступления в саморегулируемую организацию оценщиков (многим из них это совсем и не нужно), тут требуются другие стимулы -рыночные, и прежде всего лучшее соотношение качества образования к временным и денежным затратам на его получение. В этом плане наиболее эффективным и прогрессивным направлением в современном образовании во всем мире считается развитие дистанционных электронных методов обучения. Это особенно актуально для такой территориально огромной страны, как Россия. Поэтому дистанционная электронная схема организации образования имеет явные стратегические преимущества и лучшие соответственно шансы на укрепление своих позиций в условиях достаточно жесткой рыночной конкуренции. Ведь конкуренция здесь происходит не только между специализированными оценочными учебными центрами, но и со смежными образовательными программами по бизнес-администрированию, финансовому менеджменту, антикризисному управлению и т.д. В ряд указанных программ уже давно включены разделы по оценке стоимости имущества с акцентом на экономические методы управления.

А что можно сказать о перспективах обучения самих независимых оценщиков?

Конечно, девятый вал тут уже прошел после завершения, в основном, процедуры лицензирования ранее и заменившего его затем саморегулирования для большинства участников рынка. Но и здесь образование в ближайшие годы активизируется в связи с введением обязательного повышения квалификации оценщиков.

Кроме того, количественный штатный состав оценщиков уже стал одним из обязательных требований к аккредитации оценочных фирм при крупных заказчиках, учитывается этот параметр и в некоторых рейтингах. Таким образом для работодателей становится принципиально важным, чтобы штатные оценщики были таковыми не только де-факто по уровню знаний и опыта, но и де-юре, т.е. с дипломом и свидетельством о прохождении обязательного повышения квалификации.

Есть хорошие перспективы для расширения поля деятельности и у специализированных курсов и семинаров: по оценке стоимости земельных и природных ресурсов, по оценке автотранспорта и т.д. До настоящего времени на некоторых из этих направлений еще сохраняется заметный дефицит знаний.

Остаются ли в силе ранее активно обсуждавшиеся противоречия универсальности оценочного образования и специализации в оценочной деятельности?

Система обязательного образования для целей действовавшего ранее лицензирования и заменившего его впоследствии саморегулирования уже сложилась, со своими плюсами и минусами. В целом - это вполне работоспособная система и лучше ее, по крайней мере, в ближайшие годы не менять. Хотя затронутая проблема реально существует для некоторых специализаций по видам имущества, например, по автотранспорту; по антиквариату; по нематериальным активам и объектам интеллектуальной собственности. Частично эту проблему можно сгладить за счет обучения даже по универсальной программе, но в профильных Вузах из числа, вошедших ранее по согласованию с Минобром России в реестр высших учебных заведений по обучению оценке Минимущества России. Думаю, что в этом контексте было бы также целесообразным разрешить оценщикам по их желанию проходить обязательное постдипломное повышение квалификации не только по универсальной, но и по специализированным программам обучения, например: по оценке стоимости автотранспорта; антиквариата; земельных и природных ресурсов. В принципе и сейчас в рамках обязательного повышения квалификации широко распространены 2-3 дневные семинары по специализированной тематике. Однако, часто их проводят организации очень далекие по своему базовому профилю от специализации по тематике семинаров. Поэтому лучше все-таки оценщикам проходить такое обучение в профильных Вузах: по земельными и природным ресурсам - в ГУЗе, по транспортным средствам - в МАДИ и т.д.

В принципе, специализация в оценке - это проблема, которая не имеет решения только на основе одного базового оценочного образования. Известно, что в практике большинство крупных и средних оценочных фирм являются универсальными, выполняя заказы по оценке стоимости бизнеса, недвижимости, машин и оборудования. Однако, работающие в них оценщики не являются универсалами, а, как правило, специализируются на на бизнесе или активах (недвижимость, машины и оборудование). При этом в регионах небольшие фирмы и штатные оценщики, работающие в малых городах и отдаленных районах, вынуждены быть универсалами, оценивая как движимое и недвижимое имущество, так и местный бизнес. В тоже время в столице и в некоторых крупных региональных и отраслевых центрах имеются отдельные фирмы и оценщики, которые специализируются на определении стоимости только отдельных специфических видов имущества, таких, например, как антиквариат и произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, самолеты и другие воздушные аппараты, морские и речные водные суда, месторождения полезных ископаемых и т.д. В последнем случае, безусловно, нужна специализация как в оценочном образовании, так и в самой практической оценке. Поэтому, учитывая сложившиеся реалии, на данном этапе, по моему мнению, является вполне приемлемой действующая в настоящее время схема универсального оценочного базового образования (подготовка, профессиональная переподготовка) в сочетании с обязательным повышением квалификации и специализированными краткосрочными семинарами.

Насколько успешным оказалось обучение оценщиков через сеть Интернет?

Сейчас уже можно говорить, хотя и о первых, но уже реальных, а не предполагаемых результатах. Проект вполне состоялся. За семь лет (2001-2007) по дистанционной схеме через Интернет на профпереподготовку по оценке в Госуниверситет по землеустройству поступило около 700 слушателей. Кроме этого с октября 2003 года по декабрь 2007 года выпущено дополнительно около 300 человек по дистанционному повышению квалификации через сеть Интернет оценщиков, у которых истекает 3-х летний срок с даты выдачи диплома. Таким образом, по указанным выше программам у нас всего за семь лет прошло дистанционное электронное обучение порядка 1000 оценщиков. Отзывы выпускников об этой технологии обучения - самые положительные. По их оценкам дистанционные электронные методы обучения не имеют альтернативы по соотношению объема и качества полученной информации к временным и денежным затратам самих слушателей. И для учебного заведения снимается масса рутинных организационных вопросов, что экономит время для совершенствования качества самого образовательного процесса. Да и, что немаловажно хотя бы для стабильности процесса, данный проект является успешным не только в педагогическом, но и в коммерческом отношении, так как с самого начала обеспечивается полная его самоокупаемость. Это очень обнадеживающий результат, учитывая, что интернет-проекты даже в США и Западной Европе относятся к категории венчурных.

Вместе с тем высказывается и такая точка зрения, что живого общения с преподавателем не может заменить никакой Интернет. Вы согласны с этим доводом?

И да, и нет. Я один из тех специалистов, кто об этом может судить исходя из своего практического опыта, а не умозрительно в порядке предположения. Я уже 12 лет преподаю на очных курсах оценщиков, а параллельно последние почти семь лет выполняю функции тьютора по программам профпереподготовки по оценке стоимости имущества. Из собственного опыта мне стало очевидным, что оба эти метода обучения имеют как свои плюсы, так и минусы. Поэтому их надо не противопоставлять, а взаимодополнять. Именно так и была построена программа по профпереподготовке в Госуниверситете по землеустройству, которая включает в себя установочную очную сессию (2 недели), электронную сессию (5-7 месяцев) и итоговую защиту аттестационной работы на ГАК непосредственно в Вузе (2-3 дня).

Чем обосновывается такая структура по продолжительности очной аудиторной и электронной стадий обучения?

В аудиториях очно со взрослыми слушателями есть смысл проводить только интенсив-курсы с участием ведущих преподавателей и экспертов по выборочным темам, связанным с установочными занятиями по программе обучения, авторскими разработками, методологией и практическими примерами. Оптимальный срок здесь - 2, максимум - 3 недели. Дольше выдержать действительно интенсивный характер занятий многим слушателям трудно физически, а некоторым это неприемлемо по организационно-деловым и экономическим причинам. Да и организаторам на больший срок сложно подобрать высококвалифицированных преподавателей с наиболее актуальными темами. Азы профессии, а также информационноемкие и требующие индивидуального подхода темы проще и дешевле изучать по месту жительства и работы с помощью интернет-технологий.

Но все-таки на электронной стадии у слушателей отсутствует возможность непосредственного аудиторного общения с преподавателями. Не приводит ли это к потере индивидуального подхода к обучению?

Остается и общение, сохраняется и индивидуальный подход. Просто достигается это иными методами, чем при аудиторных занятиях.

Электронная сессия - это не период самообразования, а хорошо организованный с применением современных технологий учебный процесс. В нем в режиме реального времени принимают активное участие как слушатели, так и тьюторы, и администраторы. Каждый слушатель индивидуально получает от тьюторов и администраторов ответы на свои вопросы по электронной почте. Т.е. общение просто трансформируется из визуально-речевого в дистанционно-электронное.

Кроме того в электронной базе данных дистанционного обучения можно разместить в десятки и сотни раз больше информации, чем ее реально освоить непосредственно на аудиторных занятиях в группе. Учитывая закрытый доступ по паролю в систему дистанционного образования, организаторы имеют также возможность разместить там и часть информации, которую, обычно избегают открыто публиковать (креативные оценочные отчеты, дипломные работы выпускников, консультации экспертов по актуальным практическим проблемам и т.д.). Соответственно слушатель всегда в этом большом объеме электронной структурированной информации имеет возможность выбрать то, что его интересует индивидуально.

Таким образом и обеспечивается индивидуальный подход к обучению. При этом надо учитывать, что при подборе и подготовке информации, а также при проведении консультаций в дистанционном сетевом обучении участвуют не средние и хорошие, а, как правило, самые лучшие преподаватели. Это связано с тем, что тьюторов требуется значительно меньше, чем преподавателей для аудиторных занятий. Поэтому больше возможность выбора. А по частным и сложным проблемам организаторы дистанционного обучения всегда имеют возможность пригласить дополнительно и иных специалистов, не участвующих на постоянной основе в образовательном процессе.

Почему в вашей образовательной программе уделяется усиленное внимание по сравнению с другими учебными центрами проблеме оценки земельных и природных ресурсов?

Изначально наш курс сформировался в 1990-1995 гг. и активно использовался в то время для обучения на коммерческой основе финансовых менеджеров и внешнеторговых работников. Тогда главное внимание уделялось финансовым, экономическим и маркетинговым темам. К середине 90-х годов эта тематика уже была достаточно хорошо разработана в нашей стране на основе западных рыночных подходов и не представляла больших сложностей для обучения, по крайней мере, в методологическом плане. В принципе на этой методологической базе и составлена стандартная программа Минимущества РФ по оценке стоимости предприятий (бизнеса). Естественно мы ее полностью придерживаемся. Более того в учебном плане Госуниверситета по землеустройству дополнительно усилен стандартный экономический блок наиболее актуальными темами из нашего прошлого опыта, например: оценка иностранных инвестиций (расчет и анализ цены при экспортно-импортных операциях, Инкотермс, оценка вклада иностранного инвестора в предприятие с иностранными инвестициями и т.д.).

С 1996 года наша указанная программа по финансовому менеджменту и маркетингу была трансформирована в курс по оценке стоимости земли и недвижимости, а затем уже и по оценке стоимости бизнеса. На этом этапе действительно было значительно усилено внимание к вопросам методологии оценки стоимости земельных и природных ресурсов. Конечно, определенную роль в этом сыграл базовый профиль Вуза, но главное все-таки - это цена вопроса для российской экономики и серьезное отставание в методологическом и нормативном обеспечении стоимостной оценки в этой сфере.

Более 80% в структуре национального богатства России составляет стоимость земельных и природных ресурсов. Но, к сожалению, до сих пор именно эта проблема наименее разработана в России в части методологии и практики рыночной оценки. Бывший Росземкадастр фактически дистанцировался от рыночной оценки земли, пытаясь подменить ее кадастровой. В Минприроде России до последнего времени плохо приживается рыночная оценка и доминирует отраслевой подход. Принятая технология оценки запасов полезных ископаемых и их градации на промышленные категории (А, В, С) давно устарела и нуждается в существенной доработке на основе общепринятых международных подходов. Еще хуже обстоит дело с оценкой стоимости водных, лесных и биологических ресурсов территории. Методология оценки стоимости земельных и природных ресурсов мало изменилась в госструктурах со времен советской плановой экономики. В ведомственных нормативных материалах и статьях официальных лиц до сих пор используются такие политэкономические понятия, как "абсолютная и дифференциальная земельная рента". Как известно, эти понятия несколько столетий назад ввели в экономическую науку сторонники трудовой теории стоимости и использовали их для того, чтобы обосновать тезис об отсутствии стоимости у земли. На основании таких научных заключений классики марксизма-ленинизма сделали далеко идущий политический вывод о неправомочности существования частной собственности на землю и о необходимости ее обобществления на государственном уровне. Затем эта идеология была практически реализована в России, во многом ее наследие сохраняется и до сих пор. С рудиментами такой научной методологии ведомствам сложно заниматься реформами по приватизации и рыночной оценке стоимости земельных и природных ресурсов.

В оценочном консалтинге в России эта проблема более-менее известна и неплохо разработана на рыночной основе только применительно к земельным участкам, как пространственному базису в составе объектов недвижимости. Семинары на коммерческой основе по этой тематике ограничиваются, как правило, обзором проблемы и рассмотрением последних нормативно-правовых актов, в основном, на примере городских территорий. Поэтому мы и пытаемся на своих курсах по возможности заполнить этот вакуум по основным видам земельных и природных ресурсов различного функционального назначения.

Как же Вам удается обучать на своих курсах оценке стоимости по всем основным видам земельных и природных ресурсов, если существуют такие проблемы даже по каждому отдельному из них?

За счет единой экономической методологии, на которой строятся схожие алгоритмы расчетов по различным видам ресурсов с учетом, конечно, определенной отраслевой специфики.

В этой сфере существуют общепризнанные международные подходы к оценке рыночной, инвестиционной и специальной стоимости, в том числе и зафиксированные в качестве отдельных методик, рекомендаций, стандартов. Однако они менее известны и носят более закрытый характер, чем методики по оценке стоимости бизнеса или недвижимости. Некоторые из них используются, в том числе и в России, только на коммерческой основе и поэтому не публикуются в общедоступных источниках. Серьезной проблемой является и необходимость адаптации зарубежных методик рыночной оценки к российским экономическим условиям, в том числе к системе учета, нормативного и информационного обеспечения, налогообложения, сервитутного и иного обременения инвестиционных проектов. Проблема эта усугубляется и тем, что основная нормативная база в этой сфере создавалась еще в советские времена на основе естественно плановой, а не рыночной методологии. Так вот в рамках методологического обеспечения курса обучения оценщиков в Госуниверситете по землеустройству нам за 12 лет удалось не только собрать и изучить многие зарубежные методики по оценке стоимости земельных и природных ресурсов, но и главное - адаптировать их к российским реалиям. Данная методология была применена не только в учебном процессе, но и успешно апробирована при подготовке ряда практических оценочных отчетов. Оценщики имеют реальную возможность ознакомиться с этими отчетами, в том числе по определению рыночной стоимости месторождений полезных ископаемых, сельскохозяйственных угодий и т.д., при прохождении дистанционного повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

На какие практические вопросы при оценке земельных и природных ресурсов способна помочь ответить данная методология и где с ней можно ознакомиться?

Данная методология, как своего рода ноу-хау, не публикуется в открытой печати. Но с ней можно ознакомиться при обучении по программе профпереподготовки по оценке стоимости имущества в Госуниверситете по землеустройству, в том числе и на 2-х недельных курсах повышения квалификации. Возможен также вариант только выборочного посещения занятий с этой тематикой на вышеуказанных курсах.

Методология оценки комплексная и построена на единых экономических принципах. Поэтому с ее помощью на методическом уровне успешно находятся ответы на многие - очень практические вопросы. В их числе отметим несколько наиболее актуальных:

Причем занятия по этим темам на курсах по оценке в Госуниверситете по землеустройству прошли проверку временем, так как они ведутся уже на протяжении нескольких лет и их прослушали сотни специалистов из профильных компаний и государственных органов управления. В этом легко убедиться на основании информации, представленной в разделе "Обучение" портала ValNet.ru.

Что касается общеэкономической, можно даже так выразиться, злободневности этой тематики для России, то комментарии здесь излишни. Но и для сферы оценочной деятельности эта проблема скоро актуализируется в коммерческом аспекте в связи с планирующимся на самом высоком государственном уровне переходе на рыночную оценку природных ресурсов при предоставлении лицензий на их разработку и законодательном разрешением гражданского оборота сельскохозяйственных земель.

Какую роль в процессе обучения выполняет портал ValNet.ru и каковы перспективы его дальнейшего развития?

Портал ValNet.ru - это тематический сетевой ресурс по оценочной деятельности. Ему уже более 9 лет. В нынешнем своем виде он сформировался, в основном, к 2000 году в соответствии с принятой учредителями Международного оценочного консорциума (МОК) и сохраняющейся до сих пор бизнес и дизайн концепцией. Сервер развивается исключительно как деловой ресурс, а не как информационно-представительский сайт или электронное СМИ. Т.е. развиваются только те направления деятельности на портале МОК, которые уже дают прибыль или способны принести доход в перспективе нам и нашим партнерам, участвующим в проекте. Среди этих направлений - дистанционное обучение, реклама, создание и дизайн новых сайтов, размещение интернет-представительств, формирование электронной площадки для заказов на оценку, хостинг и другие, с полным набором которых можно ознакомиться в разделе "Услуги" портала ValNet.ru. Развитие портала в настоящее время осуществляется поступательно естественными темпами, без искусственного форсирования событий, но с учетом и в направлении тех новых коммерческих возможностей, которые, по нашим прогнозам, появятся в ближайшей перспективе как в самой оценочной деятельности, так и в Рунете в целом. Я думаю, что эта стратегия сохранится и далее, так как она вполне себя оправдывает. В 2000 году интернет-проект преодолел точку безубыточности и с тех пор является устойчиво рентабельным. По общей посещаемости (более 1200 посетителей ежедневно) сайт среди тематических оценочных ресурсов с 2002 года занимает 2 место в Рунете.

Обучение по оценке стоимости имущества осуществляет один из учредителей МОК - Государственный университет по землеустройству. Электронная стадия обучения проводится на закрытой части портала ValNet.ru с входом по индивидуальному паролю. В принципе первоначально принятая технология электронного обучения существенно не изменилась, состав и содержание разделов в закрытой части портала также сохранились прежними. Но данные разделы за два прошедших года значительно пополнились информацией - оценочными отчетами, дипломными работами, консультациями и инструкциями. Ведется постоянная актуализация тестов. Принятая технология пока себя оправдывает, поэтому принципиально меняться в ближайшие годы не будет. Ожидаются не изменения, а скорее дополнения по новым смежным направлениям.

Одно из стратегических направлений развития - это корпоративное обучение персонала по совместным проектам с крупными заказчиками. В этом случае подбираются в регионах Вузы или заказчик предоставляет свои корпоративные учебные центры, на базе которых совместно с Госуниверситетом по землеустройству будет вестись обучение персонала компании по эффективному управлению бизнесом на основе рыночной оценки стоимости имущества. Далее ГУЗ проводит обучение ключевых преподавателей региональных центров. Затем эти преподаватели самостоятельно проводят установочную сессию со специалистами корпорации по принятой в ГУЗе образовательной технологии, обеспечивают дипломное руководство, консультации и защиту аттестационных работ на ГАК непосредственно в регионах. За Госуниверситетом по землеустройству остается проведение электронной дистанционной сессии на закрытой части портала ValNet.ru. У нас уже сейчас на начальной стадии проходит реальная работа с несколькими крупными корпоративными заказчиками по реализации этого варианта проекта. Но и другие заказчики еще пока могут принять участие в этом проекте. Ведь технически на портале ValNet.ru имеется возможность для обучения тысяч слушателей одновременно.

Другим новым направлением деятельности по дистанционному электронному обучению с использованием информационно-коммуникационных ресурсов портала ValNet.ru стало обязательное постдипломное повышение квалификации оценщиков. Принципиально его схема нами давно разработана, практически обучение для лиц, у которых истекает трехлетний срок с даты выдачи диплома, уже ведется с октября 2003 года.

Вкратце суть данной схемы заключается в следующем: после оплаты слушатели получают индивидуальный пароль для доступа на 3 недели в закрытую часть "Дистанционное обучение" со специализированной базой данных более 7 Мбайт, за указанный срок они знакомятся с этой информацией, включая оценочные отчеты по всем видам имущества (40 шт.), аттестационные работы выпускников (20 шт.), параллельно решают 30 тестов, после этого Госуниверситет по землеустройству выдает оценщикам по заполненной в установленном порядке форме Свидетельство о повышении квалификации гособразца. Возможна высылка данного образовательного документа заказным письмом с уведомлением по адресу, указанному слушателем.

Имеет ли какие-либо преимущества по сравнению с обычным семинаром в аудитории дистанционное повышение квалификации через сеть Интернет?

Имеет и весьма существенные, особенно, для уже работающих опытных оценщиков. Обучение происходит без отрыва от основной работы по месту жительства. Это- экономия времени и денег.

Оценщик не будет вынужден довольствоваться ограниченным и стандартным для всех набором знаний 3-5 лекторов семинара, а сможет выбрать индивидуально интересующую его информацию из огромной базы данных, в создании которой на протяжении нескольких лет приняло участие более ста специалистов разного профиля.

И наконец, с помощью Интернета нами задействован в полной мере самый эффективный в этом случае метод- бенчмаркинг, т.е. прямой обмен опытом с коллегами. Оценщики имеют реальную возможность ознакомиться с десятками практических оценочных отчетов, заключений, исследований ряда оценочных фирм и экспертов, сотрудничающих и ведущих совместную деятельность в составе Международного оценочного консорциума. В числе этих отчетов есть и ряд с использованием креативных оценочных технологий, созданных, в основном, ООО "ВАЛНЕТ"- управляющей компанией МОК.

А какова ценность этого опыта и зачем тому же ООО "ВАЛНЕТ" делиться своими ноу-хау со всем оценочным сообществом?

О востребованности рынком этого опыта можно судить по обороту курсов обучения оценщиков в ГУЗе и по посещаемости портала ValNet.ru. Сама же компания "ВАЛНЕТ", как показал ее последний опыт участия в конкурсах и рейтингах, отличается не только признанным на рынке лидерством по качеству, креативности и инновационности оценочных услуг, но и фактически является одной из ведущих московских фирм по объемам и темпам роста выполненных работ по оценке стоимости имущества. С 2005 года ООО "ВАЛНЕТ" участвует в основном рейтинге оценочных фирм по объему выручки, проводимом рейтинговым агентством "Эксперт РА" и результаты которого публикуются в журнале "ДЕНЬГИ". По итогам 2005 года ООО "ВАЛНЕТ" занял 31 место в общероссийском списке ТОП-100 по версии этого авторитетного делового издания, в 2006 году переместился уже на 24 место, а в ближайшее время компания рассчитывает войти в число 20-ти лучших.

Что касается ООО "ВАЛНЕТ", то для этой фирмы товаром являются не только оценочные отчеты, но и новые оценочные методики. Продажа этих креативных технологий осуществляется через образование по оценке стоимости имущества. Поэтому для компании ВАЛНЕТ другие оценочные фирмы являются не столько конкурентами, сколько клиентами.

Например, ВАЛНЕТ имеет хорошую практику в оценке стоимости месторождений полезных ископаемых, но в отличие от других немногих фирм с аналогичным опытом эта компания успешно продает свои знания в этой области повторно через систему образования, причем не только оценщикам, но и заказчикам. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться со списком слушателей по отраслевой принадлежности курсов оценщиков в ГУЗе. Или, в настоящее время ВАЛНЕТ, используя свой богатый опыт в IT-консалтинге, провел экспериментальную оценку ряда информационных ресурсов и систем. В результате отработана новая эффективная методология оценки стоимости в этой перспективнейшей и сложнейшей области. ВАЛНЕТ вряд ли будет оценивать информационные ресурсы и системы в Новосибирске или во Владивостоке, но через дистанционную систему повышения квалификации может поделиться своим ценным опытом с местными оценщиками.

В настоящее время особенно актуальной и востребованной темой становится оценка сельскохозяйственных земель. ООО "ВАЛНЕТ" обладает уникальными и эффективными методиками и опытом в этой сфере, которые также представлены в дистанционном образовательном модуле. Не смотря на то, что ООО "ВАЛНЕТ" активно ведет оценку сельскохозяйственных активов для целей кредитования и даже для их постановки на учет по правилам МСФО, у этой компании есть понимание, что этот объемный сегмент рынка требует участия многих оценщиков, особенно, непосредственно работающих в регионах. Поэтому участников на этом рынке в любом случае будет много и экономически целесообразнее своевременно поделиться с ними своим опытом и знаниями через систему образования.

На базе каких стандартов и учебно-методических пособий ведется обучение оценщиков?

Обучение ведется на основе законов Российской Федерации, нормативно-распорядительных актов Правительства России и федеральных ведомств, ФСО- федеральных стандартов, обязательных к применению при осуществлении оценочной деятельности, и международных стандартов оценки МСО, принятых Международным Комитетом по стандартам оценки (МКСО). В качестве учебно-методических пособий в процессе обучения наряду с рекомендованными Минобром России учебниками используется также и специальная серия методичек, подготовленная и изданная Госуниверситетом по землеустройству. Есть в базе данных дистанционного образования и иностранная учебная литература.

Наличие набора указанных выше составляющих - условие необходимое, но недостаточное для создания по-настоящему полноценной учебно-методической базы, адекватно отражающей в режиме реального времени деловую практику в России. Любая экспертиза, в том числе и стоимостная, это, прежде всего, обобщенный и систематизированный опыт. Соответственно, при обучении стоимостной экспертизе одним из наиболее ценных источников знаний являются практические оценочные отчеты и результаты других работ в сфере консалтинга (НИОКР, аналитические материалы и другие). В нашем образовательном проекте дистанционного обучения создана одна из наиболее полных электронных баз данных по оценке в России с доступом к ней через сеть Интернет. Она постоянно актуализируется и пополняется новыми работами. Немалый вклад в накопление практического опыта, особенно в региональном и отраслевом разрезе, вносят и сами выпускники, так как их лучшие дипломные проекты также становятся полноправной составляющей базы данных дистанционного обучения.

Каким образом может повлиять на сложившуюся систему образования оценщиков переход от лицензирования к саморегулированию в оценочной деятельности?

В связи с запланированным на 01.01.2008 г. переходом на саморегулирование актуализировалась и проблема адаптации к новым условиям процесса организации обучения оценщиков. Несколько слов об исходных позициях заинтересованных сторон и возможном направлении развития событий.

Аппарат курирующих оценку ведомств стремится оставить за собой основные функции контроля над образованием, не передавая их в обозримом будущем саморегулируемым организациям. Сами СРО еще недостаточно активны, полагая что обучение оценщиков хотя и важный, но не первоочередной вопрос. Тем не менее в общих чертах уже сейчас проясняются их планы- усиление влияния саморегулируемых организаций через аккредитацию Вузов, согласование учебных программ, проведение обязательных курсов с участием экспертов от СРО. В это же время отдельные Вузы пытаются инициировать и нормативно закрепить решения, которые позволили бы им монополизировать рынок через введение искусственных требований к учебным центрам на базе регламентов Минобрнауки России.

На наш взгляд, планы сохранить все без изменения и, наоборот, провести ускоренные реформы для получения односторонних привилегий, в принципе, малоперспективны. С одной стороны, уже сложился достаточно дееспособный рынок оценочного образования и основные его участники не заинтересованы что-то срочно и кардинально здесь менять. С другой стороны, переход на саморегулирование не может не привести в итоге к определенной модернизации образовательной модели. Скорее всего, как и в большинстве стран с рыночной экономикой, перешедших на саморегулирование оценочной деятельности, контроль над образованием в этой сфере будет постепенно переходить от государства к СРО. Т.е. реформы с управлением оценочным консалтингом и вытекающая из этого необходимость в реформировании образования- это единый процесс, который в сложившихся условиях может происходить уже только на основе концепции саморегулирования.

Однако процесс этот должен быть хорошо организованным и эволюционным по мере созревания необходимых условий. Для этого нужен переходный период, как и было ранее сделано в отношении того же саморегулирования оценочной деятельности. Поэтому заинтересованным участникам оценочного сообщества придется договариваться о моратории на любые изменения в действующих правилах в образовании до официального перехода на саморегулирование. А выработку плана скоординированных действий Вузов и СРО целесообразно передать Национальному Совету по оценочной деятельности, где с участием представительного круга ведущих экспертов создать рабочую группу по подготовке Концепции организации обучения оценщиков. В последующем проект данного документа после обязательного открытого обсуждения в СМИ можно было бы уже представить для принятия решений в установленном законом порядке в МЭРТ, ФАУФИ и Минобрнауку РФ. Это не только самый целесообразный, но и наиболее вероятный сценарий развития событий, судя по сложности проблемы,расстановке сил и настроениям участников данного рынка.

Понадобится немало времени и совместных усилий для нахождения конструктивных решений в рамках упомянутой Концепции по следующим проблемам:

1)сохранение легитимности выданных оценщикам до перехода на саморегулирование образовательных документов;

2)наличие единого Перечня Вузов, в которых могут проходить обучение оценщики независимо от их членства в том или ином СРО;

3)принятие на базе Международных и Федеральных стандартов оценки единых примерных образовательных программ, по которым должны проводить обучение Вузы независимо от их аккредитации при конкретном СРО;

4)разработка общего порядка аккредитации Вузов и образовательных программ при СРО, включая меры по запрещению необоснованных отказов в аккредитации;

5)определение срока переходного периода и разработка порядка перехода функций координации и контроля за обучением оценщиков от государственных органов управления к СРО и Национальному Совету по оценочной деятельности.

Это далеко не исчерпывающий перечень тех вопросов, на которые еще предстоит найти согласованные с большинством участников рынка ответы. Но эти решения примут позже, пока же в обозримом будущем обучение оценщиков будет вестись в рамках ныне действующих правил.

По состоянию на декабрь 2007 года уже официально зарегистрировано 6 СРО, из них в 4 чуть более, чем по 300 специалистов-оценщиков. И перечень этот неисчерпывающий, так как в процессе создания находятся еще несколько небольших СРО. Совершенно очевидно, что мощности этих новообразований не позволят им в ближайшие годы существенно влиять на уже сложившуюся единую государственную систему подготовки, профессиональной переподготовки и обязательного повышения квалификации оценщиков. Поэтому в текущей ситуации и ближайшей перспективе СРО целесообразнее сосредоточиться на проведении краткосрочных семинаров по специализированной тематике, оперативно реагируя на потребности оценочной практики.

Какие новые направления в организации дистанционного обучения Вы планируете развивать в ближайшей перспективе?

Концептуально новое направление, которое уже у нас активно развивается,- это обучение в формате МАСТЕР-КЛАСС. Для этих целей создан одноименный раздел в дистанционном образовательном модуле на портале ValNet.ru. В нем размещаются фрагменты из наиболее значимых в методическом и практическом плане оценочных отчетов из числа последних работ, в основном, компании ООО "ВАЛНЕТ". Ставка на МАСТЕР-КЛАСС является ответной реакцией на новые вызовы в современной оценке. Сегодня оценщику все чаще приходится встречаться с избыточно детализированными, унифицированными и формализованными техническими заданиями на оценку, с жесткими и далеко не всегда объективными экспертизами оценочных отчетов, со значительно возросшей требовательностью к качеству работ со стороны Заказчика, с необходимостью самостоятельно генерировать и применять новые приемы в технике оценки в условиях глубокого реформирования и масштабного развития экономики (оценка слияний и поглощений в бизнесе, девелоперских инвестиционных проектов в недвижимости, возмещения ущерба, бизнеса для перехода на учет по МСФО и т.д.). Т.е. оценка стала более сложной и в настоящее время совершенно недостаточно пытаться искать ответы на эти вызовы только в учебниках и книгах. Одним из реальных инструментов решения этих проблем является обмен опытом с коллегами и изучение практического опыта ведущих российских оценочных компаний. Именно для этих целей создан раздел МАСТЕР-КЛАСС, а обучение в этом формате призвано существенно повысить эффективность дистанционной технологии образования через сеть Интернет.

На что Вы рекомендовали бы сегодня обратить внимание, в первую очередь, при выборе учебного центра для оценщиков, и где можно найти необходимую для этого информацию?

В этом случае следует обратить внимание на сроки работы ВУЗа по образовательным программам оценки стоимости бизнеса, общее количество обученных оценщиков, участие в проведении занятий на постоянной основе практикующих оценщиков, экспертов саморегулируемых организаций оценщиков и специалистов из профильных государственных органов управления и коммерческих структур; а также на максимальную информационную прозрачность образовательного процесса, прежде всего, за счет размещения необходимых материалов в достаточном объеме в сети Интернет.

Существенную помощь потенциальным слушателям могут оказать результаты мониторинга обучения оценщиков в России, проведенного по итогам 2006/2007 и 2007/2008 учебных годов Комитетом по образованию и координации научных исследований Национального Совета по оценочной деятельности Российской Федерации. По результатам указанного мониторинга на основании данных, официально предоставленных самими ВУЗами, удалось получить наиболее полную картину того, что реально происходит в этой сфере. Официальные итоговые данные мониторинга размещены в разделе «АНАЛИТИКА» портала Valnet.ru.

В ходе проведения мониторинга выяснилось, что из 103 ВУЗов, которые имели право на обучение оценщиков в соответствии с действовавшими до 1 января 2008 года правилами в России, на самом деле, проводили обучение в течение двух последних лет (2006-2008 гг.) только 50 ВУЗов.

При этом основной формой обучения, на которую приходится выпуск более 80% от общего числа дипломированных оценщиков, стало профессиональная переподготовка по образовательной программе в объеме не менее 800 часов. На долю профессиональной подготовки в рамках специализации по 5-летним и иным сопоставимым программам получения базового высшего образования соответственно остается менее 20%. Дополнительный анализ показывает, что выбор подавляющим большинством студентов в ВУЗах специализации по оценке бизнеса связан, прежде всего, с целью получения базового высшего образования, а не с планами дальнейшей их работы в оценочной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что объективно организация базового высшего образования – это специфическая и достаточно закрытая для посторонних сфера, которая традиционно регулируется исключительно внутренними регламентами самих ВУЗов и Минобрнауки России, и в отличие от профессиональной переподготовки и повышения квалификации практически не может быть подвержена какому-либо заметному влиянию со стороны Национального Совета по оценочной деятельности и, тем более, многочисленных саморегулируемых организаций оценщиков. Поэтому тем, кто хочет реально работать в оценочной деятельности, можно рекомендовать пройти профессиональную переподготовку в одном из тех ВУЗов, которые были определены по данным проведенного мониторинга. Список этих ВУЗов приведен в приложении к принятым в ноябре 2008 г. Национальным Советом по оценочной деятельности «Временным требованиям к профессиональному обучению оценщиков». С этим документом можно ознакомиться на тематических порталах Appraiser.ru, Valnet.ru и официальном сайте Национального Совета по оценочной деятельности.

Учитывая, что из 50 ВУЗов, выявленных по итогам мониторинга, 15 ВУЗов осуществляют только профессиональную подготовку на базе 5-летнего базового высшего образования, соответственно на это количество уменьшается и общее число ВУЗов, где можно пройти профессиональную переподготовку по оценке стоимости бизнеса в объеме не менее 800 часов, а в дальнейшем и обязательное повышение квалификации по программе не менее 104 часов. Таким образом, по данным мониторинга всего только порядка 30 ВУЗов оказывают в России на регулярной основе ежегодно образовательные услуги одновременно по профессиональной переподготовке и обязательному повышению квалификации оценщиков. Их можно условно разделить на 3 группы по 10 ВУЗов. К первой, лидирующей группе, относятся ВУЗы, где ежегодно в каждом из них обучают более 200 оценщиков по программам профессиональной переподготовки и обязательного повышения квалификации. Их доля на рынке в этом сегменте составляет около 70%. Ко второй группе можно отнести ВУЗы, в каждом из которых ежегодно обучают по указанным выше программам от 60 до 100 оценщиков. Их доля на указанном рынке составляет порядка 20%. И, наконец, к третьей группе можно отнести ВУЗы, где в расчете на один учебный центр обучается только по 30-50 оценщиков в год, а их общая доля на анализируемом образовательном рынке не превышает 10%.

Расчеты специалистов показывают, что только ВУЗы из указанной выше первой десятки могут сформировать постоянный штатный коллектив сотрудников для обучения оценщиков и обеспечить его круглогодичную равномерную загрузку. А это, на наш взгляд, важнейшее условие, гарантирующее получение качественного образования и соблюдения запланированных сроков обучения. Поэтому таким ВУЗам оценщики и должны отдавать свое предпочтение при выборе площадки для обучения.

Соответственно, ВУЗы второй десятки рэнкинга по числу прошедших обучение оценщиков способны только на 30-50% задействовать потенциал преподавателей, экспертов и менеджеров, участвующих в образовательном процессе. Поэтому для них, как правило, это – не основная работа, а только возможность получения дополнительного периодического заработка. Это, конечно, существенно снижает качество образования в ВУЗах, и повышает риски срыва сроков обучения, которое нередко организуется по принципу: «Начало занятий – по мере формирования группы». Еще острее отмеченные выше проблемы, по понятным причинам, проявляются в ВУЗах третьей десятки, для которых обучение оценщиков даже не дополнительный, а скорее – случайный заработок.

В тоже время, в связи с введением в действие Национальным Советом по оценочной деятельности «Временных требований к профессиональному обучению оценщиков», ожидается существенное увеличение численности оценщиков, которые будут проходить обязательное повышение квалификации, так как Свидетельство государственного образца о его прохождении становится с 1 января 2010 года необходимым условием документального подтверждения наличия у оценщика соответствующего образования, дающего ему право подписывать оценочные отчеты. Это обстоятельство дает дополнительные шансы для некоторых ВУЗов увеличить количество обучаемых оценщиков до уровня, позволяющего обеспечить круглогодичную постоянную загрузку учебного центра, т.е. до 200 и более слушателей в год. В этом случае, как показывают расчеты, будет достаточно всего 20 таких ВУЗов, чтобы полностью закрыть потребности российской оценки в образовательных услугах по профессиональной переподготовке и обязательному повышению квалификации. Сейчас в этой сфере, напомню, по данным мониторинга работает порядка 30 ВУЗов. В принципе, это не намного больше того количества, которое требуется для оптимизации рынка образования. Рынок в последние годы уже во многом сам провел санацию и оптимизацию численности участников. И дальнейшее сокращение числа участников среди ВУЗов произойдет, по нашему мнению, в ближайшем будущем естественным образом как в результате концентрации в этой сфере за счет реализации конкурентных преимуществ лучших учебных центров, так и вследствие общего финансового кризиса экономики, который ускорит этот процесс.

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно сохранить рыночные принципы регулирования оценочного образования, так как нет никакой необходимости во внедрении аккредитации ВУЗов или иных методов искусственного административного вмешательства в естественный процесс, который и так развивается в правильном направлении. Гораздо эффективнее и полезнее для развития оценочного образования будет продолжение на постоянной основе мониторинга текущего положения в этой сфере со стороны Национального совета по оценочной деятельности. Это обеспечит прозрачность рынка и будет способствовать отбору лучших учебных центров самими оценщиками, как потребителями образовательных услуг. Оценщикам же при выборе ВУЗа также можно порекомендовать более внимательно и требовательно относится к информационной прозрачности учебного центра, наличия у него сайта в сети Интернет с подробными ретроспективными и текущими данными о процессе обучения оценщиков. Это простой, но очень эффективный метод, позволяющий сделать правильный выбор, так как ведущие учебные центры, как правило, придают большое значение информационному обеспечению образовательного процесса и имеют соответствующие представительские сайты в сети Интернет, в то время, как мелкие и случайные игроки вынуждены в силу незначительности оборотов экономить на этой статье расходов.

Какие документы об образовании в настоящее время необходимы оценщику, чтобы иметь право быть членом СРОО и подписывать оценочные отчеты, а также как Вы прокомментируете мнение отдельных специалистов о том, что Свидетельство об обязательном повышении квалификации требовалось только в период лицензирования, а с переходом на саморегулирование это положение отменено статьей 24 Федерального закона №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"?

Перечень образовательных документов, требующихся оценщику для подтверждения получения профессиональных знаний в области оценочной деятельности, окончательно сформировался в нашей стране в 2003 году, с тех пор остается неизменным и регламентируется следующими основными документами:

1)Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации",

2)Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности (утверждены Минимуществом РФ 22 мая 2003 г.№3Р-4/10060 и согласованы с Министерством образования РФ),

3)Временные требования к профессиональному обучению оценщиков (приняты решением Национального совета по оценочной деятельности РФ 18 ноября 2008 г.).

Согласно данным нормативным актам имеются два обязательных образовательных документа, при наличии любого из которых можно подтвердить получение знаний в области оценочной деятельности, - это диплом о высшем образовании со специализацией "Оценочная деятельность" или диплом о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" объемом не менее 800 часов. При этом в первые три года после окончания Вуза владельцам диплома о высшем образовании с оценочной специализацией достаточно одного этого документа для подтверждения своих профессиональных знаний. Во всех остальных случаях дополнительно потребуется еще и наличие других образовательных документов. Так, обладатели диплома о профессиональной переподготовке должны еще дополнительно представить диплом о высшем образовании по любой специальности. Это связано с тем, что оценщик по закону должен иметь высшее образование, но на практике может оказаться так, что лицо со средним образованием обучится и получит диплом профессиональной переподготовки. Такой специалист естественно не может быть членом СРОО и подписывать оценочные отчеты. Кроме того, по истечении 3 лет с даты выдачи дипломов и по профпереподготовке и о высшем образовании с оценочной специализацией необходимо будет каждые три года проходить обязательное повышение квалификации в объеме не менее 104 часов и подтверждать это Свидетельством государственного образца о повышении квалификации.

Теперь по поводу обязательности повышения квалификации и статьи 24 в 135-ФЗ. Все изменения в правилах должны происходить, как говорится, в соответствии "с духом и буквой закона". Если под "духом закона" понимать основное направление изменений, внесенных в 135-ФЗ при переходе от лицензирования к саморегулированию, то оно явно нацелено на усиление ранее действовавших и введение новых требований к оценщику-физическому лицу: персонификация материальной ответственности, отсутствие судимости, страхование гражданской ответственности, обязательность членства в СРОО и т.д. Утверждения на таком фоне, что при этом одновременно снижаются требования к образованию оценщика через отмену обязательного повышения квалификации, выглядят не очень убедительно и явно не соответствуют "духу закона" 135-ФЗ. Да и с "буквой закона"-это только кажется при поверхностном прочтении, что там ничего не сказано о повышении квалификации. В этом законе укрупненно отражены только основные положения о профессиональном обучении оценщиков, а все остальные детали регламентируются законодательством об образовании и совместными документами регулятора оценочной деятельности и Минобрнауки РФ, к их числу можно отнести уже упоминавшиеся утвержденные Минимуществом РФ "Требования к повышению квалификации в области оценочной деятельности". Кстати, именно на этот документ нередко ссылаются, когда пытаются поставить под сомнение сохранение правомочности требования об обязательности повышения квалификации оценщиков при переходе на саморегулирование, утверждая что он действовал исключительно для целей лицензирования. Однако, такой вывод не подтверждается анализом действующего законодательства и сложившейся деловой практики.

Во-первых, само название этого документа никак не связывает его исключительно с лицензированием, документ этот юридически действует и его никто не отменял. Следовательно, лицензирования уже нет, его заменило саморегулирование, а требования к самому повышению квалификации оценщиков остались прежними.

Во-вторых, давайте внимательно прочитаем и проанализируем статью 24 закона 135-ФЗ: "документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности".

Обратите внимание, что кроме упоминавшихся ранее "высшего профессионального образования и профессиональной переподготовки" в тексте статьи появляется и новое понятие "дополнительное профессиональное образование". В соответствии с принятыми в законодательстве об образовании нормами и правилами действующими в этой сфере образовательные программы дополнительного профессионального образования объединяют образовательные программы профессиональной переподготовки и образовательные программы повышения квалификации. Следовательно, отсюда из "дополнительного профессионального образования" и вытекает заложенная тексте статьи 24 необходимость в ряде случаев наличия у оценщика Свидетельства о повышениии квалификации. Ведь, если бы закон 135-ФЗ отменил обязательное повышение квалификации, то тогда не нужно было указывать в статье 24 на "дополнительное профессиональное образование", а следовало просто написать "...в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования или профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности". И этот факт трудно игнорировать, учитывая, что это никакой-то приказ реорганизованного ведомства, а действующий Федеральный закон и к тому же базовый для оценочной деятельности в России. В-третьих, сохранение приемственности правил обязательного повышения квалификации оценщиков подтвердил Национальный совет по оценочной деятельности Российской Федерации, приняв своим решением 18 ноября 2008 года "Временные требования к профессиональному обучению оценщиков". На сайте НСОД такую же официальную позицию профильного Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД изложил и руководитель этого Комитета профессор Цыпкин Ю.А. И наконец, обязательное периодическое повышение квалификации раз в 2-3 года - это общемировая практика для финансовых консультантов, в том числе для оценщиков. Да, и в нашей стране - это тоже уже сложившаяся деловая практика, начиная с 2003 года. И в 2008 году, уже после отмены лицензирования , согласно данным Вузов официально предоставленным НСОД, в России обязательное повышение квалификации прошло более 3000 оценщиков. Т.е. это уже сложившийся деловой оборот, что в праве, как известно, признается и имеет значение.

Каким образом в настоящее время можно пройти обучение и получить необходимые знания и права для проведения работ по государственной кадастровой оценке?

В большинстве развитых стран кадастровой оценкой, которая используется для налогообложения недвижимости – основного налога для муниципальных и других территориальных образований, занимаются сотрудники региональных органов исполнительной власти. В Западной Европе и Северной Америке эта практика насчитывает уже 150 и более лет. По этому же пути развивалась с конца 19 века и дореволюционная Россия, где оценку недвижимого имущества осуществляли коллежские асессоры. По мнению экспертов, и в современной России на такой же основе в перспективе будет организована кадастровая оценка объектов недвижимости. Однако, такая система организации становится возможной и эффективной на региональном уровне тогда, когда уже полностью создан кадастр недвижимости, разработаны, приняты и апробированы на практике унифицированные правила по регулированию отношений участников в этой сфере, сформирована необходимая информационная, методическая, правовая и техническая база для проведения работ по кадастровой оценке. Но в России на текущий момент многое из перечисленного отсутствует или представлено фрагментарно. Решить все эти проблемы самостоятельно регионы не в состоянии, поэтому на начальном этапе требуется активное участие в этом процессе Федеральных органов исполнительной власти, а также ведущих специализированных проектных и консалтинговых организаций. Поэтому над созданием кадастра объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в течение последних 10-15 лет с привлечением ряда отраслевых специализированных организаций работали различные федеральные ведомства (Роскомзем, Роснедвижимость, Росреестр). Однако, одних их усилий оказалось недостаточно, особенно с учетом поставленных руководством страны перед отраслью задач по ускорению завершения работ по созданию кадастра и переходу в ближайшие годы на единый налог с недвижимого имущества. Видимо, поэтому по инициативе самого государственного аппарата было принято решение подключить дополнительно к этой работе независимых оценщиков, передав им на аутсорсинг функции государственной кадастровой оценки. Это решение было закреплено соответствующими поправками в 2010 году в Федеральном законе № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Таким образом, государственная кадастровая оценка в настоящее время юридически стала одной из специализаций оценочной деятельности, осуществляемой оценщиками. Скорее всего, это временный период в развитии национального института независимой оценки, который завершится после создания и отладки, в основном, системы государственной кадастровой оценки. Конечно, учитывая масштаб и сложность проблемы, на это может уйти немало лет. Но, в конечном итоге, в будущем основные функции осуществления кадастровой оценки перейдут к сотрудникам местных органов исполнительной власти, по договорам с которыми какая-то часть этих работ будет выполняться и оценщиками.

Что касается обучения государственной кадастровой оценке, то оно ранее проводилось через ведомственные семинары с участием сотрудников государственного аппарата и специалистов организаций-разработчиков методического и программного обеспечения. В настоящее время эта система обучения перестала действовать, так как функции государственной кадастровой оценки от госаппарата и их подведомственных организаций-исполнителей перешли к оценщикам. Кроме того, эта система функционировала применительно только к кадастровой оценке земель, а теперь ставится задача по ее распространению на все объекты недвижимости. А главное – это то, что не вписывается указанная ведомственная система юридически в действующий порядок обучения оценщиков, который изначально был сформирован и развивался в соответствии с нормативными требованиями Минобрнауки России для высшего образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации. После того, как государственная кадастровая оценка была присоединена к оценочной деятельности, то, естественно, что и обучение по этой новой оценочной специализации должно также вестись по правилам Минобрнауки России, принятым для оценщиков. Эти нормативные требования, в частности, предписывают, что оценщики–члены СРОО должны иметь не сертификаты с коммерческих или ведомственных курсов, а документы гособразца (Диплом о высшем образовании или профессиональной переподготовке и Свидетельство о повышении квалификации) по утвержденным и согласованным с федеральным уполномоченным органом по оценочной деятельности и Минобрнаукой России образовательным программам. По этим правилам в настоящее время, чтобы стать оценщиком нужно получить высшее образование со специализацией по оценке собственности или пройти профессиональную переподготовку по образовательной программе «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» объемом не менее 800 часов. При этом членами СРОО могут стать и получить право заниматься оценочной деятельностью только лица, прошедшие проф. переподготовку по комплексной образовательной программе по оценке стоимости бизнеса, которая включает в себя разделы по оценочным специализациям: недвижимость, движимое имущество (машины, оборудование, транспорт), объекты интеллектуальной собственности. Обучение только по одной из указанных специализаций по программам проф. переподготовки независимо от их объема не дает права стать оценщиком и членом СРОО. При этом действующая на текущий момент образовательная программа по оценке бизнеса была разработана и утверждена задолго до включения государственной кадастровой оценки в состав специализаций оценочной деятельности. Поэтому в рамках образовательной программы «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» раньше и до настоящего времени отсутствуют разделы с дисциплинами по государственной кадастровой оценке. Таким образом, государственной кадастровой оценкой по закону сейчас могут заниматься только оценщики после не менее, чем 800-часовой образовательной программы по оценке стоимости бизнеса, в которой, однако, не предусмотрено проведение занятий по государственной кадастровой оценке. Т.е. возникает очевидный правовой пробел в организации обучения оценщиков государственной кадастровой оценке. Ведь по закону оценщик должен иметь документы государственного образца, подтверждающие получение профессиональных знаний в сфере своей компетенции. Однако, таких документов гособразца о получении профессиональных знаний по государственной кадастровой оценке сегодня нет ни у одного оценщика – члена СРОО по указанным выше причинам. Существует и проблема дефицита знаний по государственной кадастровой оценке в силу того, что подавляющее число оценщиков не имеет опыта практической работы в этой новой оценочной специализации. Необходимо также учесть, что государственная кадастровая оценка будет в значительной мере вестись по новым методикам и стандартам, многие из которых в настоящее время находятся еще только на начальной стадии разработки. Для оперативного решения перечисленных выше проблем наиболее оптимальным вариантом представляется использование предусмотренного действующими нормативными требованиями обязательного один раз в три года повышения квалификации оценщиков по образовательной программе не менее 100 часов, подтвержденное свидетельством государственного образца. При этом в программе повышения квалификации в соответствии с принятыми нормативными требованиями, кроме обязательных дисциплин, должны быть включены и дисциплины по выбору по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости. Это позволит оценщикам пройти обучение по государственной кадастровой оценке и получить образовательный документ гособразца, подтверждающий получение профессиональных знаний в этой новой оценочной специализации. В дальнейшем оценщики смогут актуализировать и развивать эти базовые знания на различных семинарах по этой тематике, проводимых СРОО, разработчиками методического и программного обеспечения и т.д.

Такая система обучения с минимальными затратами времени и денежных средств создаст правовую основу для проведения оценщиками государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и повысит гарантии качества выполненных ими работ. Это позволит также Росреестру и региональным органам исполнительной власти сделать более обоснованными условия допуска оценщиков к выполнению заказов на проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости и отбору по итогам конкурсов наиболее профессионально подготовленных исполнителей.

Каким образом надо учитывать риски возможных последствий реформы образования в России, чтобы оценщику не оказаться обладателем недействительных образовательных документов?

Еще в последние 20-30 лет существования СССР шел процесс размывания системы высшего образования за счет создания по инициативе столичных и местных чиновников новых маломощных ведомственных институтов повышения квалификации, отраслевых и региональных Вузов. Уже в 90-е годы переходного к рыночной экономике периода в условиях относительной вседозволенности к созданию образовательных новоделов активно подключились в поисках дополнительных доходов и возможностей представители бизнеса, часто не имея необходимого опыта и знаний в этой сложнейшей сфере деятельности. В итоге за эти годы было учреждено немало частных псевдо институтов и академий.

В 2000-е годы для наведения порядка государство, хотя медленно, но тем не менее стало проводить реформу в сфере высшего образования. В частности, существенно были усилены требования к лицензированию и аккредитации Вузов. В результате некоторые из них потеряли статус Вуза и перешли в более скромную и с меньшими возможностями категорию, например, НОУ ДПО, другие образовательные центры не смогли получить лицензию и аккредитацию от федерального органа - Рособрнадзора и вынуждены были довольствоваться аналогичными, но с меньшими полномочиями, разрешениями только от региональных органов образования. А часть учебных заведений или их филиалов и вовсе были закрыты из-за несоответствия образовательным стандартам и нормативам. Россией были подписаны международные соглашения и взяты на себя обязательства, направленные на гармонизацию проводимой реформы в сфере высшего образования с общепринятыми в глобальном мире нормами, построенными на западной образовательной модели.

В соответствии с реализуемой концепцией реформирования сейчас в России идет процесс укрупнения образовательных учреждений. При этом доминирующей организационно-правовой формой в современной образовательной модели является университет. Университет - это фактически образовательно-научный холдинг, в структуре которого находятся многочисленные зависимые и дочерние школы, институты, колледжи, центры, лаборатории и т.д. И университет, как головная организация и основной учредитель, обеспечивает научно-методическое руководство, качество услуг и гарантирует юридическую чистоту деятельности всех участников холдинга. Статус университета, в том числе и в России, предъявляет максимальные требования к такому образовательному учреждению и соответственно предоставляет ему полный набор возможных прав в образовательно-научной и инновационных сферах.

Поэтому далеко не каждый Вуз может претендовать на статус университета. За последние 20 лет в России большинство крупных и известных Вузов, соответствующих в достаточной мере высоким образовательным стандартам, уже переименовались в университеты. И тенденции повышения формальных и содержательных требований к учебным заведениям, укрупнения Вузов и сокращения их общей численности, а также доминирования университетов будут в обозримой перспективе только усиливаться.

Аналогичные процессы происходят и в оценочном образовании. По данным мониторинга Комитета по образованию и координации научных исследований НСОД по состоянию на конец 2008 года в России обучение оценщиков реально проводилось в 50 учебных заведениях, из которых более 60% являются университетами. Познакомиться с этим перечнем образовательных центров можно на портале Valnet.ru на странице НОВОСТИ/Важные новости мира оценки/Временные требования к профессиональному обучению оценщиков или в разделе ЗАКОНЫ/Российское законодательство/Временные требования...18 ноября 2008 года. Поэтому с учетом изложенных выше направлений в реформе образования и сложившихся тенденций и возможных последствий развития в этой сфере сегодня представляется наиболее рациональным в целях минимизации риска в качестве образовательного центра для обучения оценке выбрать один из университетов в списке Вузов по итогам мониторинга НСОД.

Какие возможные последствия для обучения оценщиков могут иметь попытки изменения правил игры в НСОД, СРОО и каким в связи с этим видится Вам будущее образования в оценке?

Здесь важно различать понятия "оценка стоимости" и "оценочная деятельность", а также производных от них - обучения оценке стоимости и обучения оценщиков. Оценка стоимости активов, бизнеса, инвестиций - это один из важнейших и эффективных методов экономического управления, поэтому эта дисциплина является предметом изучения самого широкого круга менеджеров и специалистов из государственных и частных структур. Оценочная деятельность - это достаточно узкая профессиональная сфера консалтинга, в которой предоставляют свои услуги независимые оценщики. Исходя из этого и складывается структура обучающихся по этому направлению - только примерно 20% выпускников профессиональной переподготовки работают в дальнейшем оценщиками в консалтинговых фирмах. А 80% - это штатные сотрудники государственных и коммерческих структур, которые продолжают трудиться по прежнему месту работы, и для них обучение оценке - своего рода повышение квалификации в рамках своей основной профессии. Соответственно на эти 80% слушателей НСОД, СРОО и другие надстроечные структуры от оценочной деятельности никак повлиять не могут, так как этот контингент не собирается вступать в саморегулируемые организации, проходить всевозможные квалификационные аттестации, сертификации, проверки по оценке и т.д. Их по большому счету, в первую очередь, интересуют знания по оценке, а не только формальные документы для ведения оценочной деятельности, поэтому они идут учиться туда, где лучше соотношение цена/качество. Дополнительной надежной защитой от внешних потрясений оценочного образования является то, что оно в соответствии с действующим законодательством ведется в Вузах, а не на основе специально созданных для этих целей аппаратно-административных или посредническо-коммерческих структур. Минобрнауки России, Рособрнадзор, Вузы и федеральное образовательное законодательство серьезно препятствуют проникновению в эту сферу бесконтрольности, самоуправства и непрофессионализма. Проводимая в России образовательная реформа нацелена на укрупнение Вузов и развитие в качестве ведущей организационно-правовой формы - государственных университетов, что создает дополнительные препятствия для неоправданных псевдоноваций и самодеятельности в этой сфере, так как лоббисты от оценочной деятельности представляют, в основном, интересы небольших частных учебных заведений. В связи с указанными выше стабилизирующими факторами, на наш взгляд, изменения в сфере оценочного образования в обозримой перспективе будут носить достаточно эволюционный характер. При сохранении реальной рыночной конкуренции среди Вузов продолжится положительный тренд на оптимизацию соотношения цена/качество при предоставлении образовательных услуг, продвижение современных образовательно-коммуникационных технологий, совершенствование и специализацию контентно-методологической базы образования в оценке стоимости.

Каким образом, на Ваш взгляд, должно проходить совершенствование и развитие оценочного образования?

На текущий момент оценочное образование было и остается наиболее устойчивым, достаточно эффективным и относительно динамично развивающимся сегментом в сфере оценочной деятельности в России. Подтверждением этого вывода является факт того, что в этой системе в течение почти 20 лет до настоящего времени активно обучаются не только оценщики, но и специалисты других отраслей экономики, органов государственного и муниципального управления и даже иностранные граждане. Это является результатом, прежде всего, открытости образовательного рынка для конкуренции и относительной правовой защищенности сферы образования от внешнего административного вмешательства. На различных нишах оценочного образовательного рынка в условиях сильной конкуренции достаточно успешно работают ряд Вузов, СРОО и отдельных фирм и физических лиц.

Главным двигателем развития в оценочном образовании на протяжении всех лет его существования является реальная рыночная конкуренция. Поэтому если у кого-то имеются какие-то продуктивные идеи по совершенствованию образования, то их никто не мешает проверить и внедрить сначала в своем образовательном проекте. И нет никакой необходимости навязывать законодательно и административно свои идеи всем другим участникам рынка, так как они их и сами будут инициативно заимствовать, если эти идеи, на самом деле, окажутся прогрессивными и экономически выгодными. Например, Государственный университет по землеустройству еще в 2000 году впервые успешно реализовал идею дистанционного электронного обучения оценщиков в России. На протяжении многих лет руководство крупных СРОО при поддержке ряда активистов оценочных форумов открыто отрицало и критиковало эту прогрессивную образовательную технологию. Однако, в итоге под давлением высокого рыночного спроса со стороны самих оценщиков и очевидной экономической эффективности дистанционного обучения крупные СРОО также были вынуждены перейти на эту образовательную технологию в своих собственных учебных заведениях и проектах. Впоследствии они уже сами инициировали проведение краткосрочных семинаров в формате вебинаров, которые получили признание на рынке и стали применяться активно и другими СРОО. А сейчас дистанционное электронное обучение по самым различным тематике и форматам используют не только Вузы и СРОО, но и фирмы, и физические лица. В числе новаций можно отметить дистанционное тестирование при подготовке к аттестациям и аккредитациям, дистанционная защита аттестационных работ при профессиональной переподготовке в Вузах в режиме on-line через веб камеру с использование программного обеспечения SKYPE.

Положительно сказалась конкуренция также на выборе тематики и специализации образовательных центров. Многие участники рынка стали сами активно искать и внедрять, в том числе используя востребованный опыт других, новые пользующиеся спросом темы по кадастровой оценке, экспертизе оценочных отчетов, оценке для ОСАГО, МСФО и т.д. На образовательном рынке сложилась и позволяющая реализовать свои конкурентные преимущества рациональная специализация среди участников - Вузов на базовых программах профессиональной переподготовки и обязательного повышения квалификации; СРОО на краткосрочных семинарах по текущей актуальной тематике; фирм и физических лиц на нишевых образовательных проектах по региональной, отраслевой и рыночной специфике и практике оценки. На рынке образования складываются альянсы Вузов, СРОО, фирм и физических лиц, что дает определенные синергетические эффекты и тоже может быть признано положительной тенденцией. Таким образом, по нашему мнению, оценочное образование должно развиваться и совершенствоваться, прежде всего, на основе рыночной конкуренции при минимуме внешнего административного вмешательства.

Какая схема организации оценочного образования и ЕКЭ в России может стать наиболее оптимальной?

Базовые элементы такой системы оценочного образования уже сложились у нас за прошедшие 10-15 лет. В целом эта система достаточно работоспособна. Поэтому ее основы целесообразно сохранить, обеспечив преемственность. Но, тем не менее она нуждается в общем упорядочении и законодательном подтверждении, а также в развитии отдельных ее элементов в направлении внедрения и закрепления лучших отечественных и международных практик. В самых общих чертах оптимальная схема организации оценочного образования в России после завершения очередного текущего этапа ее совершенствования может выглядеть следующим образом.

Базовое обучение оценщиков должно продолжаться по действующей в настоящее время программе профессиональной переподготовки "Оценка стоимости бизнеса" объемом не менее 800 часов. Вузы могут самостоятельно в рамках своей компетенции развивать и совершенствовать эту программу, сохраняя при этом ее универсальное содержание. В последующем для получения права подписи оценочных отчетов и экспертиз оценщикам в соответствии с вводимым сейчас порядком необходимо будет сдать обязательный для подтверждения своей квалификации ЕКЭ в одном из аккредитованных Росреестром Вузов. Тесты для ЕКЭ должны остаться универсальными и соответствовать программе обучения "Оценка стоимости бизнеса". Таким образом, профессиональная переподготовка и ЕКЭ по универсальной программе должны стать главными элементами базового обучения и контроля знаний оценщиков.

А далее оценщик может оставаться достаточно универсальным или стать узкопрофильным специалистом. Совершенствовать свои знания и специализацию в оценке лучше всего через систему непрерывного образования на базе обязательного, раз в три года, повышения квалификации по программам не менее 100 часов с выдачей Вузами соответствующих Удостоверений. Программы повышения квалификации должны разрабатывать сами Вузы на основе потребностей оценочной практики, в том числе и с учетом реально складывающихся специализаций в оценке. В формировании запроса на содержание обучающих программ, а также в их разработке и реализации могли бы в альянсе с Вузами принимать активное участие НСОД, СРОО, оценочные фирмы и эксперты.

При этом очень важно сохранить имеющуюся сейчас реальную конкурентную среду в оценочном образовании. В конечном счете, выбор учебного заведения и образовательной программы должен оставаться за оценщиком. Реальная конкуренция между Вузами на рынке и дальше будет способствовать совершенствованию методов обучения, актуализации тематики и содержания образовательных программ, а также оптимизации соотношения цена/качества и внедрения инноваций и электронных технологий при оказании образовательных услуг.

Каким образом передача функций по кадастровой оценке государственным структурам должна отразиться на обучении специалистов по этому направлению?

В Государственном университете по землеустройству обучение оценщиков ведется с апреля 1996 года. И с самого начала у нас было четкое понимание, что кадастровая оценка недвижимости - это самостоятельное специализированное направление оценочной деятельности, функционально являющееся одновременно элементом государственного механизма управления. Поэтому в течение всех этих 20 лет у нас на очных курсах были занятия по кадастровой оценке и выпускались учебные методички по этой тематике. С 2010 года ГУЗ первым в России стал дистанционно обучать по программе повышения квалификации по государственной кадастровой оценке недвижимости. Все это делалось нами инициативно, не смотря на то, что кадастровая оценка в то время не была выделена и оформлена юридически как специализированное и самостоятельное направление оценочной деятельности. Теперь же ситуация с организационно-правовым оформлением кадастровой оценки недвижимости существенно продвинулась. Функции по оценке кадастровой стоимости переданы государственным органам. Кадастровая оценка официально признана в качестве одного из семи направлений в оценочной деятельности в соответствии с Приказом Минтруда России от 4 августа 2015 года №539н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в оценочной деятельности".

Однако в связи с этим появляются кадровые проблемы вгосструктурах, на которые теперь возложена функция ведения кадастровой оценки недвижимости. Возникает закономерный вопрос за счет каких кадровых ресурсов будут укомплектованы в полном объеме штатные должности специалистов по кадастровой оценке и каким образом будет подтверждена их профессиональная квалификация в этой сфере. По аналогии с залоговыми подразделениями банков можно предположить, что частично эта проблема будет решена за счет перехода на работу в госорганы специалистов из оценочного бизнеса. А другая часть этих штатных должностей будет занята самими сотрудниками гоструктур, которые пройдут обучение на курсах профессиональной переподготовки оценщиков.

В этой связи, на наш взгляд, назрела объективная необходимость введения в Вузах программы профессиональной переподготовки по государственной кадастровой оценке недвижимости. Соответственно специалисты с таким дипломом о профпереподготовке на полном правовом основании смогут занимать штатные должности в госструктурах, а специалисты в оценочных фирмах вступать в СРО и выполнять, в том числе по госзаказу, работы по кадастровой оценке недвижимости. Такой концептуальный подход о повышении статуса образовательных программ по кадастровой оценке и необходимости обучения по ним сотрудников госаппарата в настоящее время поддерживается Росреестром и согласован ГУЗом с руководством этого ведомства. Государственный университет по землеустройству, как наиболее профильный и организационно подготовленный для этих целей Вуз, планирует уже в первом полугодии 2016 года оперативно начать обучение по программам профессиональной переподготовки специалистов по кадастрой оценке недвижимости. Форма обучения - дистанционная через Интернет. Для лиц с профильным базовым образованием будет предложено обучение по отдельной укороченной программе профессиональной переподготовки.


Массаж Лингама разновидность эротического массажа, изысканная ласка для мужских эрогенных зон.