14.10.2002
История развития отечественного рынка показала, что Закон о бюджете на очередной текущий год является самым изменяемым актом власти и, как правило, его положения корректируются неоднократно. Закон о бюджете на текущий год не стал исключением из этого правила – к середине лета было принято его первое законодательное изменение.
В этом документе содержится малоприятное известие для арендаторов земли в Москве - с 01.01.2002 ставки арендной платы проиндексирована не в 1,72 раза (то есть, сохранен уровень второй половины 2001 года), а в 2,4 раза. Это повышение произошло на основании Закона г. Москвы №33 от 26.06.2002. (поправки к Закону о бюджете столицы на 2002 год), нормы которого начали действовать с 07.09.2002 (через 10 дней после его официальной публикации последней части этого документа в газете «Тверская, 13» от 27.08.2002).
Напомним нашим Читателям, что подобный учет уровня инфляции при расчете арендной платы за землю московская власть проводила неоднократно. Так, Законом г. Москвы №40 от 24.12.99 с 1 апреля 2000 года был установлен коэффициент индексации арендной платы за землю, учитывающий уровень инфляции, в размере 1,56.
Законом г. Москвы №41 от 27.12.2000 были установлены коэффициенты индексации арендной платы за землю, учитывающие уровень инфляции, в следующих размерах:
Далее - Законом г. Москвы №60 от 23.11.2001 были установлены коэффициенты индексации арендной платы за землю, учитывающие уровень инфляции, в следующих размерах (Статья 21):
Однако, Законом г. Москвы №33 от 26.06.2002 Статья 21 была изложена в новой редакции:
«Статья 21. Об установлении коэффициента индексации арендной платы за землю, учитывающего уровень инфляции Установить коэффициент индексации базовых ставок арендной платы за землю с 1 января 2002 года в размере 2,4».
Таким образом, вместо незначительного повышения (порядка 6,4%, что согласуется с официально объявляемым уровнем инфляции) с 01.07.2002, с помощью законодательного акта произошло существенное повышение ставок арендной платы (на 39,5%, что выше официально объявляемого уровня инфляции примерно в три раза). Но самое неприятное заключается в том, что это повышение произошло «задним числом», и арендаторам необходимо увеличивать свои издержки. Вместе с тем, у арендаторов есть все основания признать Статью 21 вышеупомянутого Закона №33 противоречащей принципам действий публичных образований (в данном случае – московской власти), со всеми вытекающими последствиями, то есть, выполнение положений 21 статьи Закона №33 не является обязательной процедурой.
Вполне очевидно, что основной причиной подобного решения власти является всего лишь стремление увеличить финансовый поток от платного землепользования в столице, поскольку деловая активность и цены на объекты рынка сохраняют тенденцию к росту.
Кроме того, часть земель может получить федеральный статус уже в следующем году, и, можно предположить, что московская власть прогнозирует снижение доходной части бюджета от арендных платежей, причем не только за землю, но и за нежилые помещения, расположенные в зданиях-памятниках истории и культуры.
Ретроспективный анализ причин повышения доходов от платного землепользования в столице приведет любого исследователя рынка к выводу о том, что основной причиной этого повышения является регулярное использование «административного ресурса», то есть, тривиальное повышение ставок аренды.
Деловая активность на первичном московском земельном рынке является в некотором роде «террой инкогнита» для исследователей рынка. Вместе с тем, имеется косвенная информация для оценки этого параметра рынка. Так, в действующей редакции московского Закона о бюджете на 2002 год предусмотрено получение доходов от продажи прав аренды земельных участков в размере 1,02 млрд. рублей (порядка $32 млн.). По оценке наших экспертов, в текущем году деловая активность на московском первичном земельном рынке составит порядка 200 сделок по продаже прав аренды на земельные участки.
Крапин Александр,
Информационное Агентство «RWAY»,
Аналитический Бюллетень рынка недвижимости
http://www.rway.ru