Проекты законов


Председателю Московской
городской Думы
В.М. Платонову

Уважаемый Владимир Михайлович!

В соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 2001 года №70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы" вношу на рассмотрение Московской городской Думы проект закона города Москвы "О землепользовании и застройке в городе Москве".
Поручаю представить проект закона на заседании Думы руководителю Московского земельного комитета Дамурчиеву В.Н.

Приложение:

1. Проект закона на 39 л.
2. Пояснительная записка на 5 л.

Ю.М. Лужков
(Подпись на подлиннике)



Проект
внесен Мэром Москвы

О землепользовании и застройке в городе Москве

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные положения

1. Земля города Москвы используется и охраняется как основа жизни и деятельности населения, проживающего на территории города.
2. Землей города Москвы является поверхность земной коры в границах территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы. Земля города Москвы является землей поселения, отграниченной от земель иных категорий городской чертой.
3. Любое использование земель Москвы должно осуществляться при условии соблюдения прав и законных интересов населения города Москвы.
4. Действие настоящего Закона распространяется на все земли, расположенные на территории города Москвы (далее - земли города Москвы, земли в пределах городской черты).
5. Нормы настоящего Закона, относящиеся к собственности города Москвы на землю, применяются в соответствии с федеральным законодательством в отношении земель, находящихся в государственной собственности, до ее разграничения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6. Соблюдение установленных настоящим законом, другими законами города Москвы, нормативными правовыми актами органов государственной власти города Москвы, градостроительных и экологических требований к использованию земельных участков в городе Москве, того, что находится над и под ними, обязательно для всех собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим законом

1. Настоящий закон является частью земельного законодательства и регулирует отношения по использованию и охране земель Москвы в соответствии с требованиями земельного и природоохранного законодательства Российской Федерации.
2. В целях обеспечения социально ориентированного использования земель города Москвы, создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, экологической безопасности и привлечения инвестиций в экономику города закон определяет особенности разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые в соответствии с законодательством о градостроительстве, об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране и использовании памятников истории и культуры, водного законодательства, иными требованиями к землепользованию, определяемыми в соответствии с законодательством.
3. В части земель города Москвы, находящихся в собственности города Москвы, настоящий закон определяет общий порядок управления и распоряжения этими землями, а также общие принципы уплаты и взимания платы за использование земли в городе Москве, порядок охраны земель и контроля над ее использованием.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются понятия, определенные в Земельном кодексе Российской Федерации, Градостроительном кодексе Российской Федерации, других федеральных законах и законах города Москвы, а также следующие понятия:
а) землепользование - осуществление правомочия пользования земельным участком в соответствии с требованиями, установленными земельным законодательством, а также законодательством о градостроительстве, об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране и использовании памятников истории и культуры, водным законодательством, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;
б) застройка - создание или реконструкция на земельном участке градостроительного объекта;
в) разрешенное использование земельного участка - использование земельного участка в соответствии с обязательными требованиями и ограничениями к состоянию и допустимым изменениям состояния земельного участка и расположенных на нем других объектов недвижимости, установленными на основании градостроительной документацией, сервитутов, других ограничений в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы;
г) освоение земельного участка - реализация собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков мероприятий по застройке, или иных мероприятий на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием земельного участка в установленные сроки;
д) неиспользование земельного участка - нарушение установленных сроков и порядка освоения земельного участка;
е) формирование земельного участка - проведение работ по установлению границ земельного участка, требований и ограничений к его разрешенному использованию, определение предоставляемых прав на земельный участок и условий его предоставления, либо оснований резервирования земельного участка для нужд города Москвы;
ж) резервирование земель для государственных нужд города Москвы - введение ограничений на предоставление и приобретение в городе Москве земельных участков гражданами и юридическими лицами с целью сохранения и развития земель общего пользования, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации государственных целевых программ, других мероприятий, являющихся городским государственным заказом;
з) проект градостроительного межевания территории (проект межевания) - градостроительное обоснование разделения структурных элементов городской территории (кварталов, микрорайонов, районов и пр.), ограниченных красными линиями и линиями градостроительного регулирования, на земельные участки. Разработанные в рамках проекта межевания планы масштаба 1:2000 являются основой для установления границ земельных участков на местности, закрепления их межевыми знаками и составления плана земельного участка;
и) использование земельного участка не по целевому назначению - несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному либо не осуществление предписанных в установленном порядке мероприятий по приведению фактического использования земельного участка в соответствие с разрешенным;
к) капитальное здание, строение, сооружение - здание, строение, сооружение, при возведении которого были использованы специально предназначенные материалы в соответствии с установленными нормами и правилами капитального строительства.

Статья 4. Полномочия Московской городской Думы в сфере использования земель города Москвы и застройки

К полномочиям Московской городской Думы в силу настоящего Закона относятся:
а) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области проекта городской черты Москвы;
б) представление согласованного проекта городской черты Москвы в виде проекта федерального закона в уполномоченные федеральные органы государственной власти для последующего принятия;
в) согласование с законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области проекта федерального закона о границах и правовом режиме пригородной зоны города Москвы;
г) представление проекта федерального закона о границах и правовом режиме пригородной зоны города Москвы, согласованного с законодательным (представительным) органом государственной власти Московской области, в уполномоченные федеральные органы государственной власти для последующего принятия;
д) установление ставок земельного налога в соответствии с действующим законодательством и индексация арендной платы;
е) установление льгот по земельному налогу и порядка их предоставления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
ж) установление норм предоставления земельных участков в частную собственность;
з) утверждение порядка землепользования и застройки города Москвы;
и) установление порядка передачи земельных участков из собственности города Москвы в муниципальную собственность;
к) иные вопросы, отнесенные действующим законодательством к компетенции законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы.

Статья 5. Полномочия исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки

1. Исполнительные органы государственной власти города Москвы в соответствии с их компетенцией, установленной правовыми актами, определяющими статус этих органов, обеспечивают рациональное использование земель города Москвы в соответствии с требованиями федерального законодательства, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
2. К полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы относятся:
а) управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы;
б) разработка правил землепользования и застройки города Москвы в составе градостроительной документации;
в) осуществление выбора земельного участка для застройки;
г) установление разрешенного использования земельных участков и осуществление контроля за соблюдением собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами установленного разрешенного использования земельных участков;
д) установление ставок арендной платы за землю, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных настоящим законом и организация необходимой в этих целях оценки имущества и имущественных прав;
е) организация сбора арендной платы за использование земель и контроль над ее поступлением;
ж) составление и ведение земельного и градостроительного кадастров города Москвы в части градостроительных регламентов и разрешенного использования земельных участков, учета земель, находящихся в собственности города Москвы, земельных участков изъятых из оборота или ограниченных в обороте, а также установленных обременений (сервитутов) и иной необходимой информации;
з) взыскание штрафов за нарушение земельного законодательства;
и) установление ставок арендной платы за землю в ином порядке и размерах, чем ставки арендной платы для аналогичных по виду деятельности, местоположению и иным характеристикам, влияющим на расчет арендной платы, категорий арендаторов;
к) принятие решения о взимании двукратной ставки земельного налога за земельные участки не используемые более трех лет или используемые не по целевому назначению;
л) иные полномочия в области землепользования, застройки и охраны окружающей среды в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
3. От имени города Москвы правомочия собственника земельных участков осуществляет Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы по земельным отношениям.
4. Основанием для оформления договоров уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы по земельным отношениям и иных правоустанавливающих документов на землю является решение Правительства Москвы, либо уполномоченного им территориального органа исполнительной власти города Москвы о возможности предоставления земельных участков.
5. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, на основании специального полномочия Правительство Москвы либо уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы по земельным отношениям может от имени Российской Федерации осуществлять управление и распоряжение землями города Москвы, находящимися в собственности Российской Федерации.

Глава 2. Право собственности и иные права на землю

Статья 6. Собственность на землю в городе Москве

1. Земля в городе Москве может находиться в частной собственности (собственности граждан и юридических лиц), собственности муниципальных образований в городе Москве, государственной собственности, а также в установленных федеральным законодательством случаях в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований в субъектах Российской Федерации, а также в собственности иностранных граждан и юридических лиц.
2. Земли в городе Москве, находящиеся в государственной собственности, подлежат разграничению на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, и на земли, находящиеся в собственности города Москвы с учетом столичного статуса города Москвы.
3. В собственность муниципальных образований в городе Москве земельные участки могут передаваться из состава земель, находящихся в собственности города Москвы, в порядке, установленном законом города Москвы.

Статья 7. Отчуждение земельных участков из собственности города Москвы

1. Собственники капитальных зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на земельные участки, занятые этими зданиями, строениями, сооружениями и необходимые для их использования (эксплуатации).
2. Предоставление указанных земельных участков в собственность осуществляется с учетом соответствия их фактического использования разрешенному использованию.
3. Плата за приобретаемые в собственность в соответствии с частью 1 настоящей статьи земельные участки устанавливается Правительством Москвы с учетом ставок земельного налога, дифференцированных в соответствии с оценкой земель города Москвы.
4. Планы, определяющие размер и границы земельных участков, отчуждаемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, а также при приватизации зданий (строений или сооружений), при отсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвы или изменении установленного разрешенного использования земельного участка разрабатываются на основании проектов межевания с учетом исторических границ земельных участков в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы.
5. Отчуждению не подлежат находящиеся в собственности города Москвы земельные участки:
а) изъятые из оборота по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации;
б) ограниченные в обороте по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением установленных федеральным законом случаев;
в) зарезервированные для государственных и муниципальных нужд в установленном законом порядке;
г) отнесенные к землям общего пользования: земли транспортных магистралей, улицы, площади, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы;
д) отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий;
е) на которых расположены памятники истории и культуры, иные объекты историко - культурного назначения в соответствии с перечнем, установленным законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы;
ж) на которых расположены объекты оздоровительного назначения в соответствии с перечнем, устанавливаемым законом города Москвы, принимаемым Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы;
з) на которых расположены объекты, подаренные городу Москве, построенные или созданные на собранные гражданами средства;
и) использование которых, а также расположенных на них зданий, строений, сооружений или их частей, не соответствует установленному разрешенному использованию этих земельных участков, строительным, экологическим, санитарно-гигиеническим, противопожарным и иным правилам и нормативам, кроме случаев приведения в соответствие с разрешенным использованием;
к) под которыми проходят магистральные подземные инженерные коммуникации.

Статья 8. Продажа земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договора аренды на торгах (конкурсах, аукционах)

1. Продажа земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах) за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим законом.
2. Предметом торгов является земельный участок, сформированный на основе градостроительной документации, или право на заключение договора аренды.
3. В качестве продавца земельного участка или права на заключение договора аренды выступает исполнительный орган государственной власти города Москвы по земельным отношениям.
4. Продавец формирует земельный участок, выставляемый на торги, с указанием:
а) границ земельного участка;
б) требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка, в том числе налагаемых на земельный участок сервитутов;
в) предоставляемого права на земельный участок (права собственности или права на заключение договора аренды);
г) суммы задатка и начальной цены предмета торгов в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;
д) при продаже права на заключение договора аренды - срока аренды и иных существенных условий договора;
е) формы проведения торгов;
ж) порядка организации торгов.
5. Победитель торгов возмещает расходы бюджета города Москвы на разработку исходно-разрешительной документации на реконструкцию, строительство градостроительного объекта на земельном участке, предоставляемую в составе комплекта конкурсной документации.

Статья 9. Передача земельного участка по итогам выполнения контракта на реализацию инвестиционного проекта по строительству

Контрактом на реализацию инвестиционного проекта по строительству объекта может быть предусмотрено обязательство города Москвы по передаче инвестору в собственность земельного участка, на котором реализован инвестиционный проект, по результатам выполнения инвестором инвестиционного контракта, на условиях выкупа.

Статья 10. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком

1. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации право пожизненного наследуемого владения земельным участком, приобретенное гражданами на территории Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
2. Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность не более одного участка, находящегося в его пожизненном наследуемом владении за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.

Статья 11. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

1. Земельные участки на территории города Москвы предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование органам государственной власти и местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям и федеральным казенным предприятиям.
2. Право постоянного (бессрочного) пользования, приобретенное гражданами на территории Москвы до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.
3. Гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность не более одного участка, находящегося в его постоянном (бессрочном) пользовании за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
4. Юридическое лицо, кроме федеральных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, обязано переоформить это право в установленном порядке на право аренды либо приобрести земельный участок в собственность за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом.
5. Плата за предоставляемые в собственность в соответствии с п. 4 настоящей статьи земельные участки устанавливается Правительством Москвы с учетом ставок земельного налога, дифференцированных в соответствии с оценкой земель города Москвы.

Статья 12. Нормы бесплатного предоставления земельных участков в частную собственность для индивидуального жилищного строительства

Граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании на территории города Москвы земельные участки с расположенными на них индивидуальными жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые не были надлежащим образом оформлены и зарегистрированы до введения в действие Земельного кодекса, имеют право бесплатно приобрести в собственность земельный участок соответствующей площади по нормам, установленным для индивидуального жилищного строительства.

Статья 13. Земельные участки в составе кондоминиумов

1. Земельный участок, занимаемый зданием и необходимый для его эксплуатации и обслуживания, входящий в состав кондоминиума при его формировании в существующей застройке, передается в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно в порядке и на условиях, определенных федеральным законодательством и законами города Москвы в соответствии с градостроительными нормативами и правилами. Размер и границы земельного участка устанавливаются на основании проектов межевания.
2. Проекты межевания территории сложившейся застройки разрабатываются органами архитектуры и градостроительства на территорию не менее квартала или его планировочно обособленной части за счет средств бюджета, выделяемых на реализацию программы по земельной реформе.
3. Определенные проектом межевания границы земельных участков являются основанием для разработки исполнительным органом государственной власти города Москвы по земельным отношениям плана земельных участков зданий и сооружений, предоставляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Статья 14. Аренда земельных участков

1. Земельные участки в пределах территории города Москвы могут быть переданы в аренду их собственниками в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации. Градостроительные требования при передаче участков в аренду определяются на основании федеральных законов, настоящего Закона и иных правовых актов города Москвы.
2. При предоставлении земельного участка в аренду не может быть изменено установленное разрешенное использование этого земельного участка.

Статья 15. Предоставление в аренду земельных участков, находящихся в собственности города Москвы

1. В случаях, когда федеральными законами не устанавливается обязательность передачи земельного участка в собственность, предоставление в аренду является основной (преимущественной) формой распоряжения землями, находящимися в собственности города Москвы.
2. Земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, могут быть предоставлены в аренду гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном настоящим законом и иными правовыми актами города Москвы в соответствии с установленным разрешенным использованием этих земельных участков. Передача таких земельных участков в субаренду осуществляется с согласия исполнительного органа государственной власти города Москвы по земельным отношениям.
3. Договор аренды земельного участка заключается с победителем торгов (конкурса, аукциона) на право на заключение договора аренды в соответствии с условиями этих торгов. В случаях, установленных федеральными законами и настоящим законом, договор аренды может быть заключен без проведения торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды.
4. В решении о предоставлении земельного участка на условиях аренды должен быть указан срок, в течение которого заключается и регистрируется в органе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор аренды. Нарушение этого срока является основанием для отмены решения о предоставлении земельного участка на условиях аренды.
5. Собственникам капитальных зданий, строений, сооружений земельные участки, занятые этими зданиями, строениями, сооружениями и необходимые для их использования (эксплуатации), предоставляются в аренду без проведения торгов и взимания платы за заключение договора аренды. Размер и границы земельного участка при отсутствии сведений о них в государственном земельном кадастре города Москвы или изменении установленного разрешенного использования этих земельных участков устанавливаются на основании проекта межевания с учетом исторических границ земельного участка.
6. Земельные участки, на которых расположены временные (быстровозводимые) строения, сооружения передаются исключительно в аренду на срок не более пяти лет.
7. При заключении договоров аренды земельных участков для целей, связанных с обеспечением деятельности органов государственной власти Российской Федерации, города Москвы и Московской области, выполнением Москвой функций столицы Российской Федерации, торги не проводятся.
8. Земельные участки предоставляются в аренду участникам реализации городских целевых программ и других городских государственных нужд для целей реализации этих городских целевых программ и других городских государственных нужд без взимания платы за право на заключение договора аренды.

Статья 16. Срок договоров аренды земельных участков

1. Срок договора аренды устанавливается по соглашению сторон в зависимости от установленного разрешенного использования земельного участка и сроков освоения той территории, где расположен земельный участок.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, занятого капитальным зданием, строением, сооружением и необходимого для его использования, заключается на срок, не превышающий 50 лет.
3. Положения указанной статьи не распространяются на договоры аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу настоящего Закона.

Статья 17. Особенности предоставления прав на находящиеся в собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями

1. Права на находящиеся в собственности города Москвы неделимые земельные участки, занимаемые зданиями, строениями, сооружениями, приобретаются в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
2. Лица, арендующие находящиеся в государственной собственности помещения в здании, расположенном на земельном участке, права на использование которого предоставлены в соответствии с п.1 настоящей статьи, имеют право на заключение договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора либо право вступления в ранее заключенный договор.
3. В случае отсутствия совместного обращения граждан или юридических лиц на приобретение прав на земельный участок в соответствии с п.1 настоящей статьи, уполномоченный исполнительный орган государственной власти в рамках своей компетенции принимает решение о предоставлении земельного участка на основании заявления первого обратившегося лица в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. При этом в договоре предусматривается условие сохранения иными правообладателями помещений в этом здании права на безусловное вступление в этот договор.

Статья 18. Оформление права на земельный участок при переходе права собственности на расположенное на нем здание, строение или сооружение

При переходе права собственности на здание, строение или сооружение, права на земельный участок, на котором расположено это здание, строение или сооружение, переходят к новому собственнику и подлежат оформлению в установленном законом порядке. Размеры указанного земельного участка и его границы подлежат учету в исполнительном органе государственной власти города Москвы по земельным отношениям.

Статья 19. Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)

1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
2. Публичный сервитут может быть установлен федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом города Москвы, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Статья 20. Правовой статус земельных участков, используемых постоянными дипломатическими представительствами в городе Москве

Выбор земельных участков для использования постоянными дипломатическими представительствами на территории города Москвы осуществляется по соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. Земельные участки предоставляются аккредитованному государству в пользование в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 21. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд, другие случаи принудительного изъятия земель

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация и реквизиция земельных участков осуществляется в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, настоящим законом и иными законами города Москвы.

Глава 3. Плата за землю в городе Москве

Статья 22. Плата за использование земель, находящихся в собственности города Москвы

1. Собственники земельных участков на территории города Москвы уплачивают земельный налог в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.
2. Использование земель, находящихся в собственности города Москвы, является платным, исключая случаи, установленные федеральными законами и законами города Москвы.
3. Формами платы за использование земель, находящихся в собственности города Москвы, являются земельный налог и арендная плата за землю. Объектом для исчисления земельного налога и арендной платы за землю являются земельные участки, права на которые учтены или зарегистрированы в установленном порядке. Учетным документом, содержащим основные сведения о земельном участке, является утвержденный в установленном порядке план земельного участка.
4. Единовременные земельные платежи взимаются при продаже земельного участка и продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Статья 23. Принципы установления платы за землю

1. Основой для определения размеров платы за землю является кадастровая стоимость земель города, утверждаемая в установленном порядке по результатам оценки земель города, при осуществлении которой учитываются данные о рыночной стоимости земельных участков и иной недвижимости в городе Москве.
2. Правительство Москвы устанавливает базовые ставки годовой арендной платы за землю по категориям арендаторов и видам целевого использования земель в рублях, дифференцирует их по территории города в соответствии с результатами оценки и утверждает повышающие коэффициенты к ставкам, применяемые при нарушении установленного разрешенного использования земель, в том числе зафиксированного в договоре аренды земельного участка, и в иных случаях, предусмотренных законами города Москвы.
3. Для реализации целей политики органов государственной власти Москвы по стимулированию хозяйственной деятельности, поддержке социально незащищенных слоев населения, привлечению дополнительных инвестиций, стимулированию реализации городских государственных программ Москвы, оздоровлению окружающей среды, выводу, перебазированию, перепрофилированию предприятий и организаций категориям арендаторов ставки арендной платы за землю могут быть установлены в ином порядке и размерах, чем ставки арендной платы для аналогичных по виду деятельности, местоположению и иным характеристикам, влияющим на расчет арендной платы, категорий арендаторов.
4. Категории арендаторов, которым ставки арендной платы устанавливаются в соответствии с п.3 настоящей статьи, размер этих ставок или необходимых для его определения коэффициентов к базовым ставкам арендной платы за землю, устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с законами города Москвы.
5. Законом города Москвы о бюджете может устанавливаться с учетом инфляции коэффициент индексации арендной платы за землю, обязательный для определения размеров арендной платы.
6. При изменении границ оценочных зон или пропорций ставок земельного налога Мэр Москвы вносит в Московскую городскую Думу проект закона города Москвы о ставках земельного налога не позднее, чем за четыре месяца до начала очередного финансового года.

Статья 24. Земельный налог

1. Ставки земельного налога устанавливаются с учетом результатов оценки земель города Москвы, исходя из средней ставки земельного налога на территории города Москвы, определяемой федеральным законом.
2. Отсутствие у лица, использующего земельный участок, документа о праве пользования землей не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. В случае отсутствия такого документа, границы и площадь земельного участка, подлежащего налогообложению, определяет исполнительный орган государственной власти города Москвы по регулированию земельных отношений.
3. За земельные участки, не используемые более трех лет или используемые не по целевому назначению, земельный налог взимается в двукратном размере.
4. Основанием для принятия Правительством Москвы решения о взимании двукратной ставки земельного налога и направления соответствующего решения в территориальный налоговый орган Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Москве является представление органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель на территории г. Москвы, о выявленных фактах несоответствия фактического использования земельного участка установленному разрешенному использованию этого земельного участка или неиспользования более трех лет земельных участков.
5. При использовании земельного участка не по целевому назначению двукратная ставка земельного налога устанавливается с момента принятия решения об ее установлении и применяется до устранения нарушения.
6. При использовании земельного участка, не соответствующем установленному разрешенному использованию этого земельного участка, двукратная ставка земельного налога устанавливается с момента принятия решения об ее установлении и применяется до устранения нарушения.

Статья 25. Плата за право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы

1. Договор аренды вновь предоставляемого для коммерческих целей земельного участка заключается на торгах, проводимых в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим законом. За право заключения договора аренды земельного участка победитель торгов уплачивает плату в размере и порядке, установленных в результате проведения торгов.
2. Покупатель, полностью уплативший определенную на торгах сумму, кроме права на заключение договора аренды, имеет, с момента государственной регистрации договора, право на совершение сделок с правами аренды земельного участка, если условиями торгов не установлено иное.
3. Условиями торгов, либо в случаях, когда торги не проводятся, по решению исполнительного органа власти города Москвы по земельным отношениям, может быть предусмотрена рассрочка (отсрочка) платы за право на заключение договора аренды земельного участка в соответствии с федеральными и городскими правовыми актами.

Статья 26. Порядок и сроки внесения арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Москвы

1. Арендная плата за землю юридическими и физическими лицами уплачивается поквартально равными долями не позднее 5 числа первого месяца квартала, если договором не установлено иное.
2. Арендная плата за земельные участки с юридических и физических лиц взимается со дня, следующего за днем государственной регистрации договора аренды земельного участка, если иное не установлено договором аренды земли.

Статья 27. Плата за оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки, находящиеся в государственной собственности

1. Оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки и изменений к ним, включая планы земельных участков, является платным.
2. Плата за оформление правоудостоверяющих документов на земельные участки не взимается:
а) при заключении договоров аренды или безвозмездного срочного пользования земельными участками, которые ранее были предоставлены в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение или бессрочное (постоянное) пользование;
б) при оформлении прав на земельные участки, занимаемые бюджетными учреждениями города Москвы.
3. Финансирование работ, указанных в части 2 настоящей статьи, выполняемых исполнительным органом государственной власти города Москвы по земельным отношениям, осуществляется в рамках реализации программ по проведению земельной реформы, утверждаемых в установленном порядке.

Глава 4. Установление градостроительных требований к землепользованию в городе Москве

Статья 28. Основные принципы установления градостроительных требований к землепользованию в городе Москве

1. Градостроительные требования к землепользованию в городе Москве устанавливаются Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией, разрабатываемой и утверждаемой в соответствии с законодательством города Москвы о градостроительстве.
2. Градостроительная документация, устанавливающая градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, разрабатывается и реализуется органом архитектуры и градостроительства города Москвы.
3. В состав градостроительной документации, устанавливающей градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, входят:
а) Генеральный план развития города Москвы;
б) градостроительные планы развития территорий административных округов города Москвы;
в) градостроительные планы развития районов и территориальных единиц с особым статусом города Москвы;
г) проекты планировки;
д) градостроительные обоснования размещения и строительства, реконструкции градостроительного объекта;
е) иная градостроительная документация (в том числе градостроительные регламенты общего и особого вида), предусмотренная законодательством города Москвы о градостроительстве.
4. Градостроительные требования к землепользованию в городе Москве, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией (градостроительные регламенты общего вида), включают в себя требования к функциональному использованию, высоте застройки и плотности застройки, иным параметрам освоения, использования земельных участков и других расположенных на них объектов недвижимости.
5. На территориях города Москвы, относящихся к Природному комплексу и историко-культурному назначению, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера, иных территориях с особым режимом регулирования градостроительной деятельности, устанавливаются дополнительные требования к землепользованию (градостроительные регламенты особого вида).
Границы территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности и дополнительные требования к землепользованию на этих территориях утверждаются нормативными правовыми актами города Москвы в соответствии с законодательством города Москвы о градостроительстве, законодательством об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране и использовании памятников истории и культуры, водным законодательством, требованиями безопасности для территорий, подверженных опасным воздействиям техногенного и природного характера, устанавливаемыми нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативно-техническими документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами города Москвы, другими требованиями, устанавливаемыми для территорий города Москвы законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
6. Градостроительные регламенты общего вида, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией не могут противоречить градостроительным регламентам особого вида, устанавливаемым в соответствии с частью 5 настоящей статьи для территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности.
7. Уполномоченная организация по поручению органа архитектуры и градостроительства города Москвы формирует в режиме мониторинга сводный план градостроительных регламентов города Москвы, включающий в себя все действующие градостроительные регламенты общего вида, устанавливаемые для территорий города Москвы Генеральным планом развития города Москвы, другой действующей градостроительной документацией, а также все действующие градостроительные регламенты особого вида для территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности.
8. Сводный план градостроительных регламентов города Москвы содержит:
а) графический материал - границы территорий действия градостроительных регламентов общего и особого вида;
б) текстовый материал - содержание градостроительных регламентов общего и особого вида, установленных для отдельных территорий города Москвы.
9. Градостроительные регламенты общего и особого вида регистрируются в государственном градостроительном кадастре города Москвы
10. Градостроительные регламенты общего вида, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией, и градостроительные регламенты особого вида, устанавливаемые в соответствии с частью 5 настоящей статьи для территорий города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности, обязательны к соблюдению всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
11. Предоставление земельных участков в городе Москве для строительства, реконструкции, иных целей осуществляется при условии, если они сформированы, либо с их формированием в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации и настоящим законом, с установлением требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка.
12. Градостроительные требования к землепользованию, устанавливаемые Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией, дополнительные требования к землепользованию на территориях города Москвы с особым режимом регулирования градостроительной деятельности, а также требования государственных градостроительных нормативов и правил, сервитуты и иные ограничения землепользования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и правовыми актами города Москвы, являются основаниями для установления требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка.
13. Освоение, использование земельного участка в городе Москве собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка, независимо от форм собственности, должно осуществляться в соответствии с требованиями и ограничениями к разрешенному использованию, установленными для этого земельного участка.

Статья 29. Установление требований и ограничений к разрешенному использованию земельного участка и определение соответствия фактического или предполагаемого использования земельного участка разрешенному

1. Требования и ограничения к разрешенному использованию земельного участка в городе Москве устанавливается органом архитектуры и градостроительства города Москвы на основании документации, указанной в части 12 статьи 28 настоящего Закона и регистрируются в государственном градостроительном кадастре города Москвы.
Соответствие фактического или предполагаемого использования земельного участка требованиям к разрешенному использованию подтверждается в форме акта соответствия фактического (предполагаемого) использования земельного участка разрешенному использованию (далее - "акт разрешенного использования земельного участка"), оформляемого органом архитектуры и градостроительства города Москвы.
2. Акт разрешенного использования земельного участка оформляется:
а) при формировании земельного участка;
б) при необходимости изменения фактического использования сформированного земельного участка, в том числе при осуществлении на земельном участке строительства, реконструкции градостроительного объекта;
в) при необходимости подтверждения соответствия фактического использования земельного участка разрешенному использованию.
3. Акт разрешенного использования земельного участка должен содержать:
а) требования к разрешенному использованию земельного участка, включающие:
виды разрешенного функционального использования земельного участка;
ограничения высоты застройки и плотности застройки, иные параметры разрешенного использования земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости;
допустимые изменения функционального использования и параметров использования земельного участка, расположенных на земельном участке других объектов недвижимости;
ограничения прав на использование земельного участка, установленные в соответствии с законодательством, в том числе сервитуты, установленные для земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости;
перечень документации, являющейся основанием для установления разрешенного использования земельного участка (заключения о соответствии предполагаемого или фактического использования земельного участка разрешенному);
б) сведения о предполагаемом или фактическом использовании земельного участка, определяющие разрешенное использование земельного участка.
4. Порядок разработки и утверждения акта разрешенного использования земельного участка устанавливается Правительством Москвы.

Статья 30. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при осуществлении на земельном участке строительства, реконструкции градостроительного объекта

1. Застройка земельного участка должна осуществляться в строгом соответствии с его разрешенным использованием, подтвержденным актом разрешенного использования земельного участка.
В этом случае актом разрешенного использования земельного участка подтверждается соответствие разрешенному использованию назначения и параметров предлагаемого к строительству градостроительного объекта, либо изменений назначения и параметров градостроительного объекта в результате его предлагаемой реконструкции.
2. Разработка и утверждение акта разрешенного использования земельного участка осуществляются на стадии разработки исходно-разрешительной документации на строительство, реконструкцию градостроительного объекта на земельном участке.
3. Разработка акта разрешенного использования земельного участка при осуществлении на нем реконструкции, строительства градостроительного объекта осуществляется органом архитектуры и градостроительства города Москвы по заявке и за счет средств лица, намеревающегося осуществить застройку земельного участка.
4. В случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции по результатам торгов, наличие утвержденного акта разрешенного использования земельного участка в составе конкурсной документации или документации, предоставляемой приобретателю прав на земельный участок, является обязательным.
5. Выбор земельного участка для строительства, реконструкции градостроительного объекта, принятие решения о возможности осуществить строительство, реконструкцию градостроительного объекта на земельном участке, принятие решения о строительстве, реконструкции градостроительного объекта на земельном участке, а также последующее оформление разрешения на строительство, реконструкцию осуществляются уполномоченным органом Правительства Москвы на основании градостроительных регламентов общего и особого вида, других требований и ограничений к разрешенному использованию земельных участков в порядке, установленном законом города Москвы о разрешении на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве.
Принятие решения о строительстве, реконструкции градостроительного объекта на земельном участке, а также последующее оформление разрешения на строительство, реконструкцию, предусмотренные Законом города Москвы о разрешении на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве производятся при наличии акта разрешенного использования земельного участка, подтверждающего соответствие разрешенному использованию назначения и параметров предлагаемого к строительству градостроительного объекта, либо изменений назначения и параметров градостроительного объекта в результате его предлагаемой реконструкции.

Статья 31. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при изменении фактического использования земельного участка, не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта

1. Любое изменение вида и параметров фактического использования земельного участка, не связанное со строительством, реконструкцией допускается исключительно при условии соответствия этого изменения разрешенному использованию земельного участка, подтвержденного актом разрешенного использования земельного участка.
2. Разработка акта разрешенного использования земельного участка при изменении его фактического использования, не связанном со строительством, реконструкцией градостроительного объекта осуществляется органом архитектуры и градостроительства города Москвы по заявке и за счет средств лица, намеревающегося осуществить изменение существующего использования земельного участка.

Статья 32. Обеспечение соблюдения градостроительных требований к землепользованию при приватизации земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформлении иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования

1. Приватизация земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформление иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования осуществляются с формированием этого земельного участка и оформлением акта разрешенного использования, подтверждающего соответствие, либо несоответствие фактического использования земельного участка разрешенному использованию.
2. Разработка акта разрешенного использования земельного участка при приватизации земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, оформлении иных прав на земельный участок без изменения его фактического использования осуществляется органом архитектуры и градостроительства города Москвы по заявке и за счет средств лица, являющегося приобретателем прав на земельный участок, другие расположенные на нем объекты недвижимости.
3. В договор купли-продажи приватизируемого земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости, договор на предоставление иных прав на земельный участок вносится требование о реализации в согласованные сроки мероприятий по приведению фактического использования земельного участка в соответствие с разрешенным.

Статья 33. Приведение фактического использования земельного участка в соответствие с разрешенным

1. Подтверждение соответствия, либо несоответствия фактического использования (состояния) земельного участка, других расположенных на нем объектов недвижимости разрешенному использованию осуществляется с оформлением акта разрешенного использования земельного участка.
Разработка акта разрешенного использования земельного участка осуществляется в этом случае по инициативе органа архитектуры и градостроительства города Москвы, иного органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления за счет средств бюджета города Москвы, бюджета муниципального образования на территории города Москвы, либо по заявке и за счет средств собственника, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка.
2. Если после вступления в силу настоящего Закона будет установлено несоответствие фактического использования земельного участка требованиям и ограничениям к разрешенному использованию, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в обоснованных случаях может быть дано разрешение на дальнейшее использование такого земельного участка без установления срока приведения параметров его фактического использования в соответствие с требованиями и ограничениями к разрешенному использованию.
3. В случае, если фактическое использование земельного участка, не соответствующее разрешенному, опасно для жизни и здоровья населения города Москвы, его окружающей среды, объектов культурно-исторического наследия, Правительство Москвы принимает решение о необходимости и сроках приведения вида и параметров использования такого земельного участка в соответствие с разрешенным использованием.
4. Изменение вида и параметров фактического использования земельного участка, не соответствующих разрешенному использованию, допускается исключительно в направлении приведения фактического использования земельного участка в соответствие с разрешенным использованием.
5. Для приведения фактического использования земельных участков в соответствие с разрешенным использованием, Правительство Москвы вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам таких земельных участков следующие меры стимулирования и принуждения:
а) меры стимулирования требуемых изменений фактического использования земельных участков:
установление понижающих поправочных коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
предоставление налоговых кредитов;
предоставление гарантий под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
осуществление иных видов поддержки со стороны города Москвы;
б) меры принуждения к требуемому изменению фактического использования земельных участков:
установление повышающих коэффициентов к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
установление обязательства по отношению к лицу, являющемуся собственником, арендатором земельного участка или расположенного на нем градостроительного объекта, осуществить меры по приведению использования такого земельного участка в соответствие с разрешенным, либо компенсировать в денежной форме осуществление таких мер Правительством Москвы;
применение штрафных санкций, требование в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, в случае отказа лица, являющегося собственником, арендатором земельного участка или владельцем расположенного на нем градостроительного объекта, от проведения мер по приведению использования земельного участка в соответствие с разрешенным использованием;
осуществление изъятия земельного участка, использование которого противоречит требованиям, установленным актом разрешенного использования земельного участка.

Статья 34. Резервирование земель для государственных нужд города Москвы

1. На территории города Москвы для государственных нужд города Москвы резервируются земельные участки:
а) общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами, и другими объектами, не подлежащими приватизации;
б) предназначенные для развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры города Москвы в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, другой градостроительной документацией;
в) относящиеся к территории Природного комплекса города Москвы;
г) иные земельные участки в городе Москве, в том числе изъятые путем выкупа для государственных нужд города Москвы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы, необходимые для реализации государственных целевых программ, а также других мероприятий, являющихся городским государственным заказом.
2. Формирование земельного участка, резервируемого для государственных нужд города Москвы, осуществляется за счет средств бюджета города Москвы с составлением плана его границ, утверждением акта разрешенного использования, указанием оснований резервирования земельного участка для нужд города Москвы.
3. Решение о резервировании земельных участков для государственных нужд города Москвы принимается Правительством Москвы в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в виде акта резервирования земельного участка для государственных нужд города Москвы.
4. Форма акта резервирования земельного участка для государственных нужд города Москвы устанавливается Правительством Москвы, если иное не установлено федеральным законодательством.

Глава 5. Охрана земель города Москвы

Статья 35. Цели и задачи охраны земель города Москвы

1. Охрана земель города Москвы как одного из важнейших природных ресурсов и факторов окружающей человека природной среды, основы осуществления хозяйственной и иных видов деятельности осуществляется в соответствии с целями и задачами, установленными земельным и природоохранным законодательством Российской Федерации и города Москвы.
2. Использование земель города Москвы должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способность этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
3. Целями охраны земель города Москвы являются:
а) предотвращение загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
б) предотвращение развития природных процессов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель (карстовые явления, подтопление, оползневые явления);
в) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся негативному (вредному) воздействию хозяйственной деятельности и природных процессов;
г) обеспечение установленного режима использования земель особо охраняемых территорий города Москвы;
д) предотвращение загрязнения компонентов окружающей среды, превышающее установленные природоохранные нормативы, в результате ведения хозяйственной и иной деятельности на земельном участке.

Статья 36. Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению охраны земель города Москвы

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в пределах территории города Москвы обязаны:
а) проводить мероприятия по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения, захламления земельных участков, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности;
б) проводить мероприятия по предотвращению развития природных процессов, оказывающих негативное влияние на состояние земельных участков;
в) обеспечивать установленный режим использования земель особо охраняемых природных территорий города Москвы;
г) осуществлять другие мероприятия, предусмотренные федеральными законами.

Статья 37. Мероприятия по охране земель города Москвы

В целях охраны земель города Москвы разрабатываются, утверждаются и реализуются за счет средств бюджета города Москвы городские целевые программы охраны отдельных видов земель города Москвы, в том числе земель особо охраняемых территорий города Москвы, предусматривающие общегородские мероприятия по предотвращению и ликвидации радиоактивного и химического загрязнения земель, другого негативного воздействия хозяйственной деятельности на земли города Москвы, предотвращению воздействия на земли города Москвы негативных природных процессов, мероприятия, направленные на поддержание в надлежащем состоянии и сохранение земель особо охраняемых территорий города Москвы, другие мероприятия по охране земель города Москвы.

Глава 6. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы. Ответственность за нарушение установленного порядка использования и охраны земель города Москвы

Статья 38. Органы, осуществляющие контроль за использованием и охраной земель, соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москве

1. Контроль за использованием и охраной земель города Москвы осуществляют специально уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы и инспекционное подразделение по контролю за охраной земель органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственный экологический контроль. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим законом, составляют должностные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти города, осуществляющего контроль над использованием и охраной земель города Москвы и государственные инспекторы в области охраны окружающей среды, осуществляющие контроль над охраной земель.
2. Контроль за соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москве осуществляет уполномоченный орган Правительства Москвы в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Москвы.
3. Основными задачами, выполняемыми органами контроля за использованием и охраной земель, соблюдением градостроительных требований к землепользованию в городе Москве, являются:
а) контроль за целевым использованием земель города Москвы;
б) контроль за соблюдением сроков строительства на земельных участках;
в)изъятие на основании принятого в установленном порядке решения длительное время не осваиваемых участков с целью вовлечения их в оборот;
г) пресечение самовольного занятия земель города Москвы;
д) контроль за нарушением установленного порядка оформления прав на земельные участки;
е) пресечение захламления земельных участков;
ж) выявление и пресечение фактов радиоактивного и химического загрязнения, других видов негативного изменения качественного состояния земельных участков по причине их ненадлежащего использования.

Статья 39. Ответственность за нарушение установленного порядка использования и охраны земель в Москве

1. За нарушения в области использования и охраны земель города Москвы собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, должностными лицами и работниками предприятий и организаций предусмотрена ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2. Должностные лица специально уполномоченного органа исполнительной власти города, осуществляющего контроль над использованием и охраной земель города Москвы и государственные инспектора в области охраны окружающей среды, осуществляющие контроль над охраной земель, выдают обязательные для исполнения предписания по устранению правонарушений.
3. Юридические лица, независимо от организационно-правовых форм, должностные лица, граждане, а также предприниматели без образования юридического лица, виновные в правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, привлекаются к административной ответственности с наложением наказания в виде штрафа.

Статья 40. Самовольное перемещение межевых знаков

Самовольное перемещение межевых знаков влечет, помимо возмещения ущерба, наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 41. Воспрепятствование законному пользованию земельным участком

Воспрепятствование законному пользованию земельным участком влечет, помимо возмещения ущерба, наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 42. Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования

Самовольное ограничение доступа на земельные участки общего пользования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Статья 43. Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель

Нарушение сроков возврата временно занимаемых земель влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до семи минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 44. Длительное неосвоение земельного участка

1. Неосвоение земельных участков более трех лет или в сроки, установленные договором аренды земельного участка, находящегося в пределах Камер-коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Неосвоение более трех лет земельного участка, кроме земель указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 45. Превышение сроков строительства

1. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков строительства на земельном участке, находящемся в пределах Камер-коллежского вала, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до тысячи минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков строительства на земельном участке, кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 46. Превышение сроков проектирования

Превышение заказчиками (инвесторами), собственниками, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков установленных сроков проектирования объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 47. Захламление используемого земельного участка либо чужих земельных участков

1. Захламление земельного участка, находящегося в пределах Камер-коллежского вала, помимо пропорционального возмещения ущерба, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
2. Захламление земельного участка, кроме земель, указанных в части 1 настоящей статьи, влечет, помимо пропорционального возмещения ущерба, наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Статья 48. Противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земель

Противоправные действия должностных и юридических лиц, повлекшие за собой самовольное занятие земель влечет, помимо возмещения ущерба, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на предпринимателей без образования юридического лица - от трех до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 49. Орган, уполномоченный рассматривать дела о нарушениях городского порядка землепользования

1. При исполнительном органе государственной власти города по земельным отношениям создается административная комиссия по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере порядка землепользования.
2. Положение об административной комиссии по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере порядка землепользования, ее состав утверждаются руководителем исполнительного органа государственной власти города Москвы по земельным отношениям.

Глава 7. Переходные и заключительные положения

Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
2. Правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим законом в течение шести месяцев с даты его вступления в силу.
3. Принятые до вступления в силу настоящего Закона правовые акты города Москвы применяются в части, не противоречащей настоящему закону.

Редактор проекта,
руководитель Московского земельного комитета
Дамурчиев В.Н.
тел. 959-18-02
(Подпись на подлиннике)

Полномочный представитель Мэра Москвы
в Московской городской Думе
Петров А.В.
(Подпись на подлиннике)

Начальник государственно-правового отдела
аппарата Московской городской Думы
Крылов А.В.
(Подпись на подлиннике)



Пояснительная записка
к проекту закона города Москвы
"О землепользовании и застройке в городе Москве"

В ходе реализации земельной реформы, осуществления мероприятий по совершенствованию управления земельными ресурсами, в Москве, за минувшее десятилетие, сформировались арендные и другие земельные отношения, осуществлен переход на платность землепользования, сложилась система оформления прав и рыночных сделок с правами на землю, система количественного и качественного учета земель, государственного земельного кадастра Москвы.
Все эти преобразования позволили обеспечить стабильное поступление средств от арендной платы за землю и земельного налога, выкупа прав аренды земельных участков.
Москва приносит более трети доходов в федеральный бюджет. В сумме валовых региональных продуктов всех субъектов Российской Федерации, доля столицы по земельным платежам составляет более 40 процентов.
Основными направлениями развития и совершенствования земельных отношений в Москве в ближайшие годы являются повышение эффективности использования земельных ресурсов города, создание условий для дальнейшего увеличения социального, инвестиционного, производственного потенциала земли, превращение ее в стабильный фактор экономического роста.
Принятие нового Земельного кодекса Российской Федерации создает для этого необходимые условия, позволяет решать указанные задачи более эффективно.
К настоящему времени в Москве сложилась и действует система нормативных актов по вопросам земельных отношений. В основном, это распоряжения Мэра и Правительства Москвы. Из них можно выделить около сотни, которые позволяют регулировать такие важнейшие вопросы городского землепользования, как формирование земельных участков, количественный и качественный учет земель, регистрация прав на землю, кадастровая оценка земельных участков.
Основным документом, регулирующим вопросы землепользования в городе, в настоящее время является городской Закон от 16 июля 1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве". Им решались вопросы, связанные с установлением права пользования земельными участками, определения видов и сроков земельных платежей, разграничивалась компетенция Администрации города и Московской городской Думы по вопросам землепользования.
Земельный кодекс Российской Федерации внес существенные новации в вопросы землепользования.
Во-первых, он тесно увязал эти вопросы с проблемами градостроительного регулирования.
Во-вторых, Земельный кодекс более четко определил виды прав, на основании которых могут быть оформлены земельные участки. При этом указаны перечни юридических и физических лиц, которым могут быть предоставлены те или иные права. Введены новые виды прав, которые не были ранее. Например, в указанном городском Законе было предусмотрено право безвозмездного временного пользования, которым пользовались лица, освобожденные от земельного налога. Земельным кодексом такое право не предусмотрено. Вместо него введено право срочного безвозмездного пользования. При этом срок, на который оформляется это право, и перечень лиц, которым это право может быть оформлено, существенно сокращен.
Вместо договоров аренды долей неделимых земельных участков введен принципиально новый тип договора - договор аренды с множеством лиц на стороне арендатора.
В-третьих, Кодекс установил более четкие требования к порядку предоставления земельных участков для проектирования и строительства новых объектов, что вызвало необходимость законодательного закрепления процедур разработки исходно-разрешительной и иной градостроительной документации, использующейся в настоящее время в городе.
Наконец, Земельный кодекс предусматривает деление земель по видам собственности не только на частную и государственную, но и деление государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную.
Кроме Земельного кодекса в 2000-2001 годах был принят целый ряд других важнейших федеральных законов по вопросам использования и охраны земель. В стране по существу начался переход на новые принципы регулирования земельных отношений. В этой связи многие законодательные и нормативные правовые акты Москвы должны быть пересмотрены или отменены, а сложившаяся за эти годы система управления земельными ресурсами - реорганизована.
Вместе с тем, реализация в Москве Земельного кодекса и других новых федеральных законов требует осмотрительности, особого подхода и учета сложившихся тенденций в развитии города. При этом важно определить правильную позицию Москвы, соблюсти баланс интересов, создать современную нормативную базу регулирования городских земельных отношений, не противоречащую федеральному законодательству.
Проект городского Закона "О землепользовании и застройке в городе Москве" преследует именно эти цели.
При выработке вариантов и подходов к проблеме эффективной реализации в Москве Земельного кодекса и совершенствования действующей нормативной базы изначально существовало два мнения: иметь один городской закон, определяющий порядок землепользования и застройки, или же создать два самостоятельных документа, прописав в одном из них нормы и правила использования и охраны земель, а во втором - нормативы, нормы и правила, которые могут быть отнесены к градостроительному законодательству Москвы.
При проработке проблемы и в ходе дискуссий по этому вопросу на заседаниях совместных комиссий Московской городской Думы и Правительства Москвы по нормативной базе перспективного развития и градостроительства, а также по имущественно - земельным отношениям была признана целесообразность разработки единого городского Закона "О землепользовании и застройке в городе Москве".
Каковы аргументы в пользу такого подхода?
Прежде всего, в условиях города невозможно урегулировать земельные отношения, не касаясь вопросов градостроительства. Поэтому, по мнению авторов законопроекта, создание единого закона не приведет к нежелательным правовым последствиям, ограничению возможностей города по проведению самостоятельной политики в отношении использования территории Москвы.
Конституцией Российской Федерации регулирование земельных отношений и земельное законодательство отнесены к предметам совместного ведения с жестким подчинением требованиям федеральных законов. Градостроительное же законодательство Москвы, несмотря на наличие Градостроительного кодекса Российской Федерации, может состоять, практически, только из законов и подзаконных актов Москвы.
Кроме этого, в Московской городской Думе прошел второе чтение проект городского Закона "О разрешении на строительство и реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве", что, в случае его принятия, делает нецелесообразным принятие отдельного закона о застройке.
Основанием и правовой базой при разработке законопроекта "О землепользовании и застройке в городе Москве" служили положения Земельного и Градостроительного кодексов, относящие нормы регулирования землепользования и застройки к компетенции субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Главная задача, которая преследовалась в процессе разработки законопроекта, - сохранить возможность эффективного управления городскими земельными ресурсами в условиях появления новых собственников земельных участков, возможность функционирования города как единой, целостной системы.
Законопроект не дублирует Земельный и Градостроительные кодексы, а лишь определяет порядок их применения с учетом необходимости максимального использования в Москве отработанных механизмов действующей системы землепользования и градостроительства. При этом отдельные положения Земельного кодекса воспроизводятся в законопроекте с целью более аргументированной классификации новых норм землепользования и застройки в сложившейся структуре законов.
В проекте Закона особое внимание уделено вопросам взаимодействия с собственниками земли, определения для них единых правил пользования земельными участками в городской черте. Закрепляется положение о том, что до разграничения государственной земельной собственности на федеральную и городскую все вопросы распоряжения земельными участками регулируются городскими актами. Предусмотрено, что после такого разграничения государственной собственности, вопросы градостроительного регулирования по-прежнему решаются городом в полном объеме.
В проекте конкретизированы виды прав пользования земельными участками, в том числе и на основе аренды земель, которая сохраняется как одна из основных форм использования городских земель.
В целях приведения городского Закона "Об основах платного землепользования в городе Москве" в соответствие с новым федеральным законодательством, в законопроекте прописаны основные принципы установления земельных платежей. Отмечается, в частности, что основой для определения размеров платы за землю является кадастровая стоимость земель города.
Содержащиеся в проекте принципы установления платы за землю уже сейчас активно реализуются в городе, жизнь показала их эффективность. Поэтому, принятие данного Закона не приведет к уменьшению поступлений средств от земельных платежей в бюджеты всех уровней.
В настоящее время, несмотря на действующую в городе систему контроля за использованием земель, отдельные землепользователи не оформляют прав на земельные участки, исторически занимая их. С целью устранения подобных ситуаций, в статье законопроекта, касающейся земельного налога, определено, что отсутствие у землепользователя документа о праве пользования землей, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога. В случае отсутствия такого документа, границы и площадь земельного участка определяет исполнительный орган государственной власти города Москвы по вопросам земельных отношений.
В законопроекте содержатся положения, касающиеся контроля за использованием и охраной земель, определяющие ответственность за земельные правонарушения.
В переходных и заключительных положениях законопроекта говорится о том, что правовые акты города Москвы приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев с даты вступления его в силу.
Важнейшим положением законопроекта является то, что его нормы, относящиеся к собственности города Москвы на землю, применяются в отношении земель, находящихся в государственной собственности, до ее разграничения.
Принятие городского Закона "О землепользовании и застройке в городе Москве" позволит реализовать положения Земельного кодекса Российской Федерации с учетом специфики и особенностей землепользования и застройки Москвы, максимально полно соблюсти при этом интересы не только города, но и всех собственников, землепользователей и возможных инвесторов, поставить работу с городской собственностью на более прочный правовой фундамент.

Редактор проекта
Дамурчиев В.Н.
(Подпись на подлиннике)